Боцулко Оксана
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звук [п]»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Знакомство с глухим согласным звуком П.
ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:
• познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;
• познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;
• учить детей выделять звук в слогах и словах (в конце слова);
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• развивать голос и дыхание;
• развивать фонематический слух;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе „Звук [п]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
• закреплять понятия «звук» и «слово»;
• воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Сюжетная картинка «Паровоз пыхтит» или «Самовар пыхтит» для звукоподражания;
- Односюжетные картинки типа «Мальчик ест суп», «Ученый смотрит в микроскоп» и др. ;
- предметные картинки со звуко П в конце слова (суп, микроскоп, шип, серп);
- зеркала; губные гармошки;
- схемы для характеристики звуков;
- цветные фишки для ЗБА;
- дидактическое пособие «Домик».
Ход образовательной деятельности.
Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности.
Социально-коммуникативное развитие,
речевое развитие
Слайд 1 Игровая деятельность 1. Организационный момент. Игра «Слушай – повторяй».
Логопед просит детей послушать и повторить за ним ряды слогов :
Ап-ап-уп
Ип-ип-ап
Уп-уп-ип и др.
Физическое развитие
Слайд 2 Двигательная деятельность 2. Развитие общей моторики. «Огород».
Огород у нас в порядке –
Мы весной вскопали грядки.
Мы пололи огород,
Поливали огород.
(действия по тексту,
В лунках маленьких не густо
Рассадили мы капусту
(«сажают»)
Лето все она толстела (показывают руками круг перед собой,
Разрасталась вширь и ввысь (руки в стороны, а затем вверх,
А теперь ей тесно белой (руки в стороны,
Говорит – посторонись! (отталкивающие движения руками).
Физическое развитие
Слайд 3 Двигательная деятельность 3. Развитие мелкой моторики.
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (изображают апельсин – пальчики в кулаке,
Много нас, (руки согнуты в локтях, шевелят пальцами,
А он – один. (Пальцы сжаты в кулак, кроме указательного,
Эта долька – для ежа!
Эта долька – для чижа!
Эта долька – для утят!
Эта долька – для котят!
Эта долька – для бобра!
А для волка кожура! (загибают пальцы в такт стиху,
Он сердит на нас – беда! (сжимают и разжимают пальцы обеих рук,
Разбегайтесь кто куда… (пальцы растопырены).
И. Демьянов.
Физическое развитие
Слайд 4 Двигательная деятельность 4. Массаж лица.
По морям и океанам (от середины лба к вискам)
Буду плавать капитаном (вокруг круговых мышц глаз)
Буду волны покорять (по мышцам щек)
Чудный остров открывать (от середины подбородка к ушкам).
Сначала проводим поглаживание, затем волнообразные движения. В конце опять поглаживание.
Физическое развитие
Слайд 5 Двигательная деятельность 5. Развитие мимики.
- Давайте разложим фрукты и овощи по корзинкам. В левую – горький лук, в правую – сладкую грушу, в левую – терпкий чеснок, в правую – кислое яблоко т. д. (дети передают эмоциональное состояние).
Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие
Без презентации Игровая деятельность, двигательная деятельность 6. Развитие артикуляционной моторики.
- Окошко закрывается и открывается;
- Почесывание нижней и верхней губ зубами;
- Многократное произнесение звука П;
- Маляр.
Физическое развитие
Без презентации Двигательная деятельность 7. Дыхательная гимнастика.
Игра на губной гармошке: поиграли – протяжно произнесли звук А;
Снова поиграли – произнесли звук У.
Речевое развитие
Слайд 6 Речевая деятельность 8. Тема занятия.
- Ребята, посмотрите на картинку! Послушайте, как пыхтит паровоз. П-П-П.
Повторите этот звук! (дети хором повторяют).
Сегодня мы познакомимся со звуком П.
Речевое развитие
Слайд 7 Речевая деятельность 9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение звука П с наблюдением за артикуляцией в зеркало.
- Воздух не выходит свободно, а встречает преграду на своем пути – губы;
Звук П – согласный!
- А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук П. Горлышко не дрожит. Звук П – глухой.
Повторение характеристики звука П несколькими детьми. (звук П – согласный, глухой).
Обозначать звук П мы будем синей фишкой.
Социально-коммуникативное развитие
Без презентации Игровая деятельность 10. Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай – не зевай».
Логопед произносит ряд звуков и слогов, дети хлопают, если слышат звук П.
Физическое развитие
Слайд 8 Двигательная деятельность 11. Физминутка.
Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать,
А сейчас мы повернемся
И все вместе улыбнемся.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Речевое развитие
Слайд 9-10 Речевая деятельность 12. Закрепление звука в слогах.
Логопед произносит утрированно слоги АП, УП.
Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы. Логопед помогает.
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Слайд 11 Речевая деятельность, игровая деятельность 13. Закрепление звука П в словах. Дидактическая игра «Домик». (картинки нужно поселить в последнее окошко – звук П в конце слова).
Определите место звука П в словах УКРОП, МИКРОСКОП, СУП и др.
Речевое развитие
Слайд 12-13-14 Речевая деятельность 14. Закрепление звука П в предложениях.
Составление предложений по картинкам со словами со звуком П :
Повар варит СУП.
У меня МИКРОСКОП.
В огороде растет УКРОП.
Речевое развитие
Слайд 15 Речевая деятельность 15. Закрепление звука П в тексте.
Повторение вслед за логопедом :
Уп-уп-уп – папа варит суп.
Ип-ип-ип - к нам пришел Филипп.
И др.
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность 16. Домашнее задание.
Нарисовать в тетради картинки со звуком П в начале и конце слова, запомнить эти слова.
Речевое развитие
Слайд 16 Речевая деятельность 17. Итог занятия и оценка работы детей.
- с каким звуком мы сегодня познакомились?
- какой это звук? почему он согласный? Глухой?
- фишкой какого цвета мы его будем обозначать?