Мария Лекомцева
«Знакомство с басней И. А. Крылова «Ворона и лисица». Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию
в старшей группе
на тему: знакомство с басней
И. А. Крылова «Ворона и лисица»
Выполнила:
воспитатель
Лекомцева М. С.
Цель: закрепить представления детей о басне, её жанровых особенностях.
Задачи:
1. Образовательные: формировать умение высказывать свое отношение к героям басни, давать им характеристику.
2. Развивающие: продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
3. Воспитательные: воспитывать умение детей взаимодействовать друг с другом, не поддаваться хитрости.
Материалы: портрет писателя И. А. Крылова, иллюстрации к басням, листы бумаги формата А 4, акварельные краски, кисти для рисования.
Программное содержание:
• Ознакомление детей с жанром «басни».
• Раскрытие и уточнение отрицательных понятий: лесть, неискренность, лживость; положительных понятий: искренность, правдивость, честность, скромность.
• Создание у детей отношения к поведению главных персонажей басен.
• Изображение главных героев басни в рисунках.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие посвящено великому баснописцу И. А. Крылову и его произведениям. Иван Андреевич Крылов прожил 75 лет. За свою долгую жизнь он написал около двухсот басен.
Воспитатель: Что же это такое, басня? - Басня – это небольшая поучительная история, в которой всегда есть мораль. В баснях высмеиваются человеческие недостатки, такие как жадность, лень, трусость. Героями басен чаще всего являются животные, наделенные человеческими чертами. Они разговаривают, играют на музыкальных инструментах. Можно рассказать, что И. А. Крылов в своих баснях он высмеивал человеческие недостатки и пороки, такие как ложь, лицемерие, трусость, глупость, наивность, жадность, лесть.
Рассматривание иллюстраций к басням.
Воспитатель: Послушайте басню Ивана Крылова «Ворона и лисица».
На доску выставляется картинка-иллюстрация к басне.
Воспитатель выразительно читает басню.
После чтения проводится беседа.
Воспитатель: Что можно назвать похвалой? Похвала - это хорошие и добрые слова, сказанные о человеке.
Воспитатель: А за что можно похвалить человека?
Дети: Человека можно похвалить за поступок. За мужество, смелость.
Воспитатель: Хвалят заслуженно. Такая похвала приятна человеку, потому что это правда. А если человек не заслужил похвалу, а его хвалят, то это называется лестью. Лесть - некрасивое качество, такое же неприятное как неправда и обман.
Воспитатель: А что делала лисица, чтобы украсть сыр?
Дети: лисица хвалила ворону, она льстила вороне.
Воспитатель: Правильно ли поступила лиса, добыв таким образом себе еду?
Дети: Лиса поступила плохо, она обманула ворону.
Воспитатель: Лиса говорила угодливые слова вороне, неправду. Для чего она это делала?
Дети: Лиса хотела отобрать сыр.
Воспитатель: Почему ворона осталась без сыра?
Дети: Ворона поверила льстивым словам лисы.
Воспитатель: Как вы понимаете выражения: плутовка к дереву на цыпочках подходит?
Дети: Крадется.
Воспитатель: С ним была плутовка такова.
Дети: Убежала с сыром.
Воспитатель: Чему учит басня «Ворона и лисица»?
Дети: Басня «Ворона и лисица» учит быть внимательными и осторожными с чужими, незнакомыми, и не верить красивым, лестным словам, не быть слишком доверчивым.
Воспитатель: Какие главные герои по характеру? Давайте поиграем в игру «Подбери слово» и дадим характеристику вороне и лисе.
Дети становятся в круг, передают мяч рядом стоящему товарищу и называют признаки героев басни.
Воспитатель: Подберите слово: лиса какая… (рыжая, хитрая, пушистая, большая, умная, изворотливая, лживая, коварная, льстивая); ворона какая… (легкомысленная, глупая, черная, большая, старая, важная, доверчивая, простодушная, наивная)
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам я предлагаю рассказать сюжет прочитанной басни с помощью кисти и красок.
(Дети приступают к работе, воспитатель по мере необходимости помогает)
Воспитатель: Молодцы, какие замечательные рисунки вы нарисовали.