Екатерина Шерстнёва
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Гномики» Звук и буква Ц.
Задачи:
1. Познакомить детей с новым согласным звуком – Ц; его артикуляционной и акустической характеристикой, способами произнесения звука.
2. Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, способами произнесения звука;
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [Ц] и буква Ц“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
3. Познакомить с буквой Ц, упражнять в дифференциации понятий «звук» и «буква».
4. продолжить работу по развитию воображение, память, логическое мышление;
5. Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу;
6. развивать внимание, усидчивость.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
Улыбнемся друг другу
И нашим гостям
Чудесных открытий
Желаем всем вам.
Ребята, мы сегодня снова будем обучаться грамоте, поговорим о звуках и буквах.
2. Артикуляционная гимнастика. Сегодня я вам хочу рассказать сказку. Но для начала, отгадайте загадку.
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
- Правильно, это цыплёнок.
В одной скорлупке жил цыпленок, в ней ему стало тесно, скучно и он захотел появиться на свет. Давайте изобразим цыпленка, сидящего в яйце и покажем, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом — правое крылышко, затем — левое. И вот он вылез из скорлупки.
И что сказал цыпленок, как вы думаете?
(Цып-цып-цып)
- Посмотрел цыплё нок вокруг себя и удивился: «Ац - оц - уц!»
Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.
-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают).
- Цыплё нок испугался: «Ца - цо - цу!»
- Ветерок стал стихать и совсем прекратился. Чтобы цыплёнок не замёрз,
Погреем его: глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом.
- Цыплё нок успокоился и улыбнулся: «Ци-ци-ци.» «Какой прекрасный мир!» - сказал цыпленок. Ребята, а давайте пригласим цыпленка вместе с нами в страну звуков. Кто скажет, что это за страна? (страна в которой живут звуки и буквы) Правильно ребята, а вот какие звуки живут в этой стране, вы сейчас сами попробуйте догадаться.
3. Актуализация опорных знаний
Упражнение «Лучики солнца».
Мы каждый день в садике совершаем маленькие открытия. Каждое открытие для нас как лучик солнца! Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите? Солнышко, а на лучиках солнца размещены, что? Правильно, буквы, которые вы уже знаете.
У вас на столах есть свои лучики солнца, подвиньте к себе работы! Вы видите, на каждом лучике написаны буквы! А теперь задание, постарайтесь, разместите лучики по домикам. Но для начала, давайте вспомним. Ребята, а чем буква отличается от звука? (букву видим и пишем, звук слышим и произносим) Какие бывают звуки? (гласные и согласные) Чем согласные звуки отличаются от гласных? Верно, гласные - звуки мы можем петь и тянуть и живут они в красном домике, а согласные звуки мы не можем петь и тянуть, потому что всегда мешает какая-то преграда и живут в синем домике.
А сейчас пришло время разместить буквы по домикам. А у доски разместят буквы Василиса и Саша. Размещаем лучики в каждый домик. Ребята, у кого так же? Молодцы! А теперь Василиса назови буквы, которые вы разместили в синий домик, а Саша в красный? Почему эти буквы вы разместили в этот домик, а Егор Киселёв, Жора, Миша какие буквы разместила в красный, синий дом, почему?Саша обясни, почему ты размести эти буквы в красный дом…. Василиса, почему ты разместил эти буквы в синий дом?
Молодцы. А мы продолжаем наше путешествие по стране звуков.
4. Формирование представлений о звуке.
4.1. Отгадывание загадок. - Вы любите загадки? Я хочу вам
загадать загадки, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться, какой новый звук мы встретим в нашей стране.
По ходу отгадывания загадок на экране появляется картинка – отгадка.
Итак, первая загадка:
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)
У детей к нему огромный интерес
Сюда всегда открыты двери,
Здесь выступают даже звери.
(цирк)
4.2. Выделение звука.
Ребята, а теперь давайте, произнесём слова отгадки, выделяя первый звук.
А теперь скажи Саша?Маша?Алёна?
- Вы догадались, о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь?
-Правильно, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуками «Ц».
.- Сначала давайте познакомимся со звуком «Ц».
4.3. Учимся произносить звук.
«Ц» - это имя звука, а каждое имя надо произносить четко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (губы, язык и зубы)
- Возьмите в руки зеркала и произнесите звук ц
- Что делают губы? (улыбаются)
-Произносим ц зубы видны? (зубы видны)
-Произносим Ц…Что делает кончик языка (упирается в верхние зубы)
4.4. Характеристика звука
Отложит зеркала. Звук ц гласный или согласный? Почему (Ц – согласный! Он не поется, и во рту появляется преграда)
Ребята, я вам открою секрет, звук ц - он всегда твёрдый.
А сейчас, определите, пожалуйста, звук ц - звонкий или глухой? (глухой)
Итак, звук ц -согласный, твёрдый, глухой.
4.5. Упражнения в выделении звука ц из потока речи
Игра «Внимательные ушки»
- давайте поиграем в игру: «Кто внимательнее» и попробуем поймать звук «Ц». Будьте внимательны, мы ловим твердый звук ц в словах. Я буду говорить слова, а вы хлопайте, если этот звук есть в слове :
Слова: Цапля-аист; царь-король; яйцо-цыпленок; театр-цирк; роза-цветок; браслет-цепочка; буквы-цифры.
4.6. Фонетическая зарядка со звуком ц : Подбор слов со звуком [ Ц ] .
А теперь придумайте вы слова, где звук «Ц» стоит в начале слова.
- Молодцы!
5. Физкультминутка.
Цапля.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой)
6. Формирование представления о букве Ц
6.1. Знакомство с буквой Ц. Посмотрите, мы даже с вами не заметили, как подошли к домику звука. Каждый звук в этой стране живёт в своём доме. Как вы думаете в каком домике живет звук Ц?
Правильно, в букве ц.
Ребята, а на что похожа буква ц?
Посмотрите (показываю букву) :
Вот какая буква Ц-
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
6.2. Написание буквы в воздухе Ц.
- Давайте, посмотрим, из каких элементов построен домик звука (из 4 линий).
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе. Поднимаю вверх левую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву. Дети за мной повторяют.
- Проводим одну линию сверху вниз. Отступаем. Параллельно ей проводим ещё одну линию. Затем, от первой линии, ведем линию ко второй, останавливаемся и пишем косую линию вниз.
6.3. Написание буквы Ц на столе. А теперь также, давайте напишем букву ц на столе.
7. Зрительная гимнастика. Ребята, пока вы писали, ваши глаза устали.
Посмотрите на экран и проследите за зонтиками, шариком…. Теперь закройте глаза, откройте и продолжим работать.
8. Работа в тетрадях. Задания на закрепление буквы ц.
8.1. А теперь возьмите листочек, переверните его и что вы видите? Правильно, перед вами буква ц. Давайте ее заштрихуем. Каким карандашом будем рисовать? (синим). Почему? (обозначает согласный, твёрдый звук)
8.2. Нарисуйте рядом с буквой ц предмет, начинающий на звук ц. Ребята, подумайте, что можно нарисовать?
9. Итог занятия. Молодцы, ребята. Наше путешествие подошло к концу, и посмотрите в окно, нам светит солнышко. И в стране звуков тоже засветило солнышко, и на лучике солнца засиял звук ц. Ребята, с какой буквой мы сегодня понакомились (С буквой Ц)
-«Цыпленок, а тебе понравилось наше путешествие в страну звуков?»
-«Конечно, понравилось, и я хочу остаться жить в этом домике? Можно?»
-«Конечно, можно. Ведь твоё имя тоже начинается с этой буквы, а значит это тоже твой домик.»
А нам ребята пора прощаться с жителями страны звуков и букв и возвращаться в родной наш детский сад.
Молодцы, ребята! Урок закончен!