Папки-передвижки

Конспект ОД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук и буква Р. Чтение слогов»

Наталья Матюхина
Конспект ОД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук и буква Р. Чтение слогов»
▼ Скачать + Заказать документы

Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность.

Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха. Познакомить с согласным звуком Р и его условным обозначением-синий квадрат. Учить определять место звука Р в словах и обозначать на схеме, используя условные обозначения-синий квадрат. Познакомить с буквой Р как письменным знаком звука Р. Учить писать печатную букву Р сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЕ. Учить определять первый слог в названиях нарисованных предметов и соединять с соответствующим шариком, в котором этот слог написан. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Публикация «Конспект ОД по обучению грамоте (в старшей группе) „Звук и буква Р, Чтение слогов“» размещена в разделах

Ход занятия

1. Орг. момент.

Воспитатель:

- Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.

– Вы хотите все заниматься? (Да)

– Значит, будем заниматься.

II. 1. Введение в тему.

Воспитатель:- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия). Назовите гласные звуки которые мы изучили (А,О,У,Ы,Э, назовите согласные звуки (Л,М,Н).

-Скажите, на письме каким цветом обозначаются гласные звуки, а согласные?

Ребята, давайте вспомним стихотворение о звуках.

-Кто расскажет?

Ребенок : Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

/Стук в дверь/

Воспит-ль: - Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

/ Дети и воспит-ль распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо. /

Воспит-ль: - Сундучок – то не простой! С замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети, пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!»

Дед Грамотей.

Воспит-ль: - Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

/Ответы детей/

Воспит-ль: - А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идё т речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: - Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

/Ребенок вынимают ключ из-за зеркала. /

Воспит-ль: - А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием, значит, один замок откроем!

Задание №1.

Подскажите слово в конце каждого стихотворения.

1. В реке большая драка-

Поссорились два …. (рака)

2. Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я….(комара)

3. Верещунья белобока,

А зовут ее …. (сорока)

-Ребятки, подумайте и назовите согласный звук, который слышится в каждом слове (Р)

-Какой это звук? (согласный)

Почему? (воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде зубов)

Давайте все вместе повторим –Р-.Р-Р. При произношении язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит.

Справились с заданием, давайте откроем один замок. (одного ребенка вызываю и открываем)

Воспит-ль: - Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: - Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

/Дети находят второй ключ, выполняют второе задание. /

Задание №2

Определи место звука и обозначь на схеме.

Мы сейчас будем выполнять следующие задание. Вы в тетрадях, а у доски (ребенок)

Задание под №1.

-Посмотрите и скажите, какие предметы изображены на рисунке? (ручка, ворона, забор)

-Определите место звука Р в названии каждого предмета и поставит синий квадрат в прямоугольнике в соответствующем месте.

-Где поставим синий квадрат в прямоугольнике под изображением ручки? (в начале, так как в слове ручка звук Р слышится в начале слова)

-Где поставим квадрат под изображением забора? (в конце, потому что в слове забор звук Р слышится в конце)

-Где поставим квадрат в прямоугольнике под изображением ворона? (В середине, потому что звук Р слышится в слове ворона в середине)

/По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ. /

Воспит-ль: - Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея :

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

(Аквариум)

/Дети достают ключ, он находится возле аквариума. /

Задание №3.

Воспит-ль: - Вот и третье задание с третьим ключом.

-Ребята, у меня на подносе лежат овощи, вам надо выбрать только те овощи, у которых в названии есть звук Р. (ребенок выбирает)

-Морковь,помидор,картошка.

-Ребята, вы согласны? Молодцы.

А сейчас в своих тетрадях обведите эти выбранные овощи.

-Назовите овощи, которые не обвели (капуста, лук)

-Почему? (нет звука Р в этих словах)

Воспит-ль: - Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети – Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физминутка:

Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,

Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся. Надо на носочки встать.

/Дети декламируют стихотворение. Выполняют движение. /

Задание №4

Воспит-ль: - Ну, а где его искать нам четвертый ключ, постарайтесь угадать :

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: - Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

-Посмотрите, ребята на ключе висит конвертик. Помощники Деда Грамотея несли для вас карточку с изображением буквы, да так торопились, что выронили её и та рассыпалась на несколько частей. Если мы её соберём, то узнаем, что это за буква!

-Помогите мне собрать букву. (к доске выходят дети)

Это буква Р.

-Послушайте стихотворение про букву Р.

Кто делает зарядку по утрам,

Тот букву Р легко покажет нам.

Одно лишь надо не забыть:

Какой руке согнутой быть.

Звук Р на письме обозначается буквой Р. Посмотрите еще раз буква Р, а вот ее шуточное изображение. (показываю) .

А чтобы нам открыть четвертый замок, надо выполнить задание под №3.

Обведите букву Р по точкам в первом шарике, а в остальных шариках напишите перед гласной буквой. Посмотрите как она пишется. Буква Р состоит из палочки, к которой присоединен полукруг. Давайте прорисуем букву в воздухе.

(работа в тетрадях) (я выставляю слоги и картинки)

Давайте прочитаем слоги на доске РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Посмотрите, у вас такие же получились?

Посмотрите на картинки и назовите первый слог в названиях картинок (роза-ро). Давайте найдем этот слог и соединим его с картинкой, где нарисована роза, соединяйте у себя в тетрадях. и т. д. (ракета-ра, рубашка-ру, рыба-ры)

(открываем четвертый замок).

Вот и открыли мы сундучок!

Воспит-ль: - Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: - Это шоколадки и буквы на магнитиках!

Воспит-ль: - Шоколадки мы съедим,ну а буквы мы будем изучать, составлять из них слоги и слова. Спасибо Деду Грамотею! Ребята, а мы можем как-то отблагодарить Дедушку?

/Дети предлагают свои варианты. /

Воспит-ль: - Правильно! Мы можем тоже послать ему посылку. Мы можем изобразить буквы с какими мы уже знакомы по своему желанию. А как их можно изобразить?

Дети: - Можно нарисовать. Слепить из пластилина. Выложить из пуговиц или гороха, фасоли. Можно сделать в виде аппликации. И др.

Да, ребята сегодня мы и займемся изготовлением подарка для деда Грамотея.

Итог: С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Да. С буквой «Р». Какой это звук гласный или согласный?

Воспит-ль: - Скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось?

- Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю отдохнуть и съесть шоколадки.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква «З» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква «З» Конспект логопедического занятия в старшей группе. Вид занятия:.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [Х], [Х’], буква Х»Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [Х], [Х’], буква Х» Цель: Уточнение и обобщение знание детей о букве Х и звуке Х (ХЬ). Развивать умение делить слова на слоги, выделение слога с заданным звуком.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе «Познакомьтесь — Звук Р (буква Р)» МБДОУ «ЦРР детский сад №63» Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе ПОЗНАКОМЬТЕСЬ.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч» Цель: знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч. Задачи: - закрепить четкое произношение звука (ч); - закрепление умения давать акустическую.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [ш]. Буква Ш» Цель: Формирование предпосылок обучения грамоте. Задачи: В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1) научиться.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа.

Конспект занятия учителя — логопеда по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква В» Конспект занятия учителя – логопеда по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква В». Составила учитель-логопед Гришина.

ОУД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ч]. Буква Ч» ОУД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звук [ч ]. Буква Ч. (продолжение) Цели: закрепить навык произношения звука [ч] в.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [а] и буква А» Задачи: 1. Учить выделять звук «а» в словах, определять место звука в слове. 2. Учить выделять звук «а» из ряда гласных. 3. Начать знакомить.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц» Конспект открытого занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Гномики» Звук и буква Ц. Задачи: 1. Познакомить детей с новым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук и буква Р. Чтение слогов»
Опубликовано: 4 ноября 2015 в 10:08
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук и буква Р. Чтение слогов»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Матюхина (УИ 333231) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД