Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию и укреплению мелкой моторики рук у детей 3–4 лет

Елена Моисеева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию и укреплению мелкой моторики рук у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа

речевой направленности

«Экологический ай- стоппер»

Возраст детей: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:

Моисеева Елена Ивановна,

воспитатель

первой категории

р. п. Первомайский, 2023

Информационная карта программы

1. Наименование учреждения, реализующего образовательную программу Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Первомайский детский сад»

Первомайского района Тамбовской области

2. Полное название

Программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа речевой направленности «Экологический ай-стоппер»

3. Сведения об авторе (ФИО, образование, должность) Моисеева Елена Ивановна, высшее педагогическое образование, воспитатель

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база Федеральным законом от 29.12.2012 г №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•Приказом Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 31.07.2020г. № 373;

•Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155);

•Постановлением администрации Тамбовской области от 12.02.2014 №276 «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Тамбовской области»;

•Приказом от 17.02.2014г. № 50 отдела образования Первомайского района «Об утверждении планов действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Первомайского района.

•Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28.

4.2. Область применения Дополнительное образование

4.3. Направленность Речевая

4.4. Тип программы Модифицированная

4.5. Вид программы Образовательная

4.6. Возраст учащихся

по программе 3-4 лет

4.7. Продолжительность 1 год

5. Рецензенты МБДОУ «Первомайский детский сад»

«Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы речевой направленности «Экологический ай-стоппер»

I. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность.

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Кружок «Экологический ай-стоппер» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. В процессе реализации программы кружка у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. Занимательность работы по созданию композиций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность изготовления композиции. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Изготовление композиции способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность.

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы:

• самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами (крышки от детского пюре «фрутоняня», крышки от пластмассовых бутылок).

Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в течение всего учебного года во второй половине дня. Продолжительность занятия 15 минут.

К концу учебного года дети научаться правильно держать и вставлять крышки в пазы, закручивать их, ручки станут более гибкими, послушными, дети научатся самостоятельно и творчески работать.

1.2. Цель программы: стимулирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики пальцев рук в процессе продуктивной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

Учить детей работать поэтапно.

Учить детей составлять заданную конструкцию, пользуясь предложенным

материалом.

Развивающие:

Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук детей. Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи. Развивать технические навыки в работе с материалом.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность в процессе продуктивной деятельности.

Воспитывать уверенность в своих силах.

1.3. Возраст детей участвующих в реализации программы 3–4 года.

(1 год обучения, дети 3–4 года).

Дополнительная образовательная программа «Экологический ай- стоппер» реализуется в течение одного года.

Содержание программы обучения:

Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

Структура занятия: Первая часть занятия: упражнения на развитие координации пальцев рук – пальчиковые игры и упражнения. Вторая часть занятия: продуктивная деятельность.

Формы обучения:

• Специально организованные занятия;

• Совместная работа воспитателя с детьми вне занятий;

• Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.

Формы работы:

Игровые;

показ способа действия;

объяснение;

совет;

контроль.

Практическая ценность программы заключается в следующем:

-адаптирована технология с крышками от детского пюре «фрутоняня», крышками от пластмассовых бутылок для детей дошкольного возраста.

-разработаны циклы занятий и разнообразные формы их организации.

1.4. Ожидаемые результаты дополнительной образовательной программы и способы определения их результативности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы.

- положительная динамика в развитии мелкой моторики пальцев рук;

- повышение уровня развития координации, внимания;

- обогащение эмоциональной сферы ребенка;

- улучшение речевой активности.

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой

позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований.

Для диагностики развития мелкой моторики у детей была разработана схема обследования на основе книги Н. В. Нижегородцевой и В. Д. Шадрикова «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе». Диагностика исследования мелкой моторики проводится в три этапа.

Этап 1. Выявление кинетического праксиса

На этом этапе выполняется ряд упражнений (после показа взрослого). При выполнении сложных упражнений взрослый сначала помогает ребенку принять правильную позицию пальцев. Далее воспитанник действует самостоятельно.

Упражнения для диагностики кинетического праксиса

«Петушок»

Ладонь вверх, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх.

«Кошечка»

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

«Зайчик»

Вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони.

«Флажок»

Четыре пальца — указательный, средний, безымянный и мизинец — соединить, а большой палец опустить, тыльная сторона ладони повернута к себе.

«Вилка»

Вытянуть вверх три расставленных врозь пальца (указательный, средний и безымянный, большой палец удерживает мизинец на ладони.

Упражнения выполняются по очереди каждой рукой.

Обработка результатов

Результаты оцениваются по трехбалльной системе (для каждой руки отдельно). Затем результаты по каждой руке складываются и делятся на два (средний балл за выполнение движения).

Этап 2. Определение графического навыка

• Оценка умения правильно держать карандаш.

• Определение четкости линии (задание «Проведи дорожку»: линия с нажимом, без нажима, тонкая, прерывистая, широкая, ломаная и т. п.).

Этап 3. Определение развития уровня координации рук и глаз

• Смена движений рук: менять ладонь — рука — кулак.

• Выкладывание рисунка из счетных палочек по образцу.

Диагностика проводится в индивидуальном порядке, все задания показывает педагог, а затем их выполняет ребенок.

Оценка проводится по трехбалльной системе:

1 балл — ребенок не справился с заданием;

2 балла — справился с заданием при помощи взрослого;

3 балла — справился с заданием самостоятельно.

II. Учебно-тематический план

Учебный план

п/п Название темы Количество занятий

Всего

Теорет.

Практ.

1 Солнышко 1 0,25 0,75

2 Зонтик 1 0,25 0,75

3 Грибок 1 0,25 0,75

4 Морковь 1 0,25 0,75

5 Цветок 1 0,25 0,75

6 Апельсин 1 0,25 0,75

7 Клубника 1 0,25 0,75

8 Виноград 1 0,25 0,75

9 Яблоко 1 0,25 0,75

10 Вишня 1 0,25 0,75

11 Улитка 1 0,25 0,75

12 Бабочка 1 0,25 0,75

13 Груша 1 0,25 0,75

14 Черепаха 1 0,25 0,75

15 Попугай 1 0,25 0,75

16 Елочка 1 0,25 0,75

17 Снежинка 1 0,25 0,75

18 Кораблик 1 0,25 0,75

19 Рыбка 1 0,25 0,75

20 Снеговик 1 0,25 0,75

21 Машина 1 0,25 0,75

22 Кит 1 0,25 0,75

23 Петушок 1 0,25 0,75

24 Дерево 1 0,25 0,75

25 Собака 1 0,25 0,75

26 Малинка 1 0,25 0,75

27 Заяц 1 0,25 0,75

28 Божья коровка 1 0,25 0,75

29 Самолет 1 0,25 0,75

30 Цыпленок 1 0,25 0,75

31 Домик 1 0,25 0,75

32 Утенок 1 0,25 0,75

33 Стрекоза 1 0,25 0,75

34 Сова 1 0,25 0,75

35 Черепаха 1 0,25 0,75

36 Вертолет 1 0,25 0,75

Всего 36 9 27

lll. Содержание программы.

Тема занятия Задачи Содержание

1 2 3

Сентябрь

Солнышко Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать координацию движений, учить соотносить предметы со словесным обозначением. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. 1. Пальчиковая игра «Погода».

2. Самомассаж косточками фруктов.

3. Изготовление конструкции «Солнышко».

Зонтик Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать координацию движений, учить соотносить предметы со словесным обозначением. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. 1. Пальчиковая гимнастика «Осень золотая под зонтом гуляет».

2. Самомассаж мячиками ежиками.

3. Изготовление конструкции «Зонтик».

Грибок Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать координацию движений, учить соотносить предметы со словесным обозначением. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. 1. Пальчиковая гимнастика «Грибы».

2. Самомассаж карандашами.

3. Изготовление конструкции «Грибок».

Морковь Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать координацию движений, учить соотносить предметы со словесным обозначением. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. 1. Пальчиковая гимнастика «Овощи».

2. Самомассаж карандашами.

3. Изготовление конструкции «Морковь».

Октябрь

Цветок Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать координацию движений, учить соотносить предметы со словесным обозначением. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. 1. Пальчиковая игра «Букет цветов».

2. Самомассаж мячиками ежиками.

3. Изготовление конструкции «Цветок».

Апельсин Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать координацию движений, учить соотносить предметы со словесным обозначением. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. 1. Пальчиковая игра «Мы делили апельсин».

2. Самомассаж мячиками ежиками.

3. Изготовление конструкции «Апельсин».

Клубника Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать координацию движений, учить соотносить предметы со словесным обозначением. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. 1. Пальчиковая гимнастика «За ягодами».

2. Самомассаж бусами.

3. Изготовление конструкции «Клубника».

Виноград Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать координацию движений, учить соотносить предметы со словесным обозначением. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. 1. Пальчиковая гимнастика «Дружба».

2. Самомассаж бусинами.

3. Изготовление конструкции «Виноград».

Ноябрь

Яблоко Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. 1. Пальчиковая гимнастика «Яблоко».

2. Самомассаж каштанами.

3. Изготовление конструкции «Яблоко».

Вишенки Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. 1. Пальчиковая гимнастика «Компот».

2. Самомассаж каштанами.

3. Изготовление конструкции «Вишенки».

Улитка Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. 1. Пальчиковая гимнастика «Улитка».

2. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

3. Изготовление конструкции «Улитка».

Бабочка Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. 1. Пальчиковая гимнастика «Бабочка».

2. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

3. Изготовление конструкции «Бабочка».

Декабрь

Груша Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. 1. Пальчиковая игра «На базар ходили мы».

2. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

3. Изготовление конструкции «Груша».

Черепаха Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. 1. Пальчиковая игра «Черепаха».

2. Самомассаж каштанами.

3. Изготовление конструкции «Черепаха».

Попугай Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. 1. Пальчиковая игра «Что умеют делать птицы».

2. Самомассаж каштанами.

3. Изготовление конструкции «Попугай».

Елочка Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. 1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

2. Самомассаж кашанами.

3. Изготовление конструкции «Елочка».

Январь

Снежинка Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. Продолжать формировать умение координировать движения с речью. 1. Пальчиковая игра «Снег- снежок».

2. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

3. Изготовление конструкции «Снежинка».

Кораблик Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. Продолжать формировать умение координировать движения с речью. 1. Пальчиковая игра «Кораблик».

2. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

3. Изготовление конструкции «Кораблик».

Рыбка Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. Продолжать формировать умение координировать движения с речью. 1. Пальчиковая игра «Рыбка».

2. Самомассаж каштанами.

3. Изготовление конструкции «Рыбка».

Снеговик Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. Продолжать формировать умение координировать движения с речью. 1. Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка».

2. Самомассаж каштанами.

3. Изготовление конструкции «Снеговик».

Февраль

Машина Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. Продолжать формировать умение координировать движения с речью. 1. Пальчиковая гимнастика «Город».

2. Самомассаж каштанами.

3. Изготовление конструкции «Машина».

Кит Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. Продолжать формировать умение координировать движения с речью. 1. Пальчиковая игра «Рыбка».

2. Самомассаж шариками ежиками.

3. Изготовление конструкции «Кит».

Петушок Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. Продолжать формировать умение координировать движения с речью. 1. Пальчиковая гимнастика «Петушок».

2. Самомассаж каштанами.

3. Изготовление конструкции «Петушок».

Дерево Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. Продолжать формировать умение координировать движения с речью. 1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы- молодцы».

2. Самомассаж каштанами.

3. Изготовление конструкции «Дерево».

Март

Собака Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать координацию движений, учить соотносить предметы со словесным обозначением. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. 1. Пальчиковая гимнастика «Собака».

2. Самомассаж карандашами.

3. Изготовление конструкции «Собака».

Малинка Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать координацию движений, учить соотносить предметы со словесным обозначением. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. 1. Пальчиковая гимнастика «За ягодами».

2. Самомассаж каштанами.

3. Изготовление конструкции «Малинка».

Заяц Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать координацию движений, учить соотносить предметы со словесным обозначением. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. 1. Пальчиковая гимнастика «Зайка».

2. Самомассаж косточками от фрукотв.

3. Изготовление конструкции «Заяц».

Божья коровка Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать координацию движений, учить соотносить предметы со словесным обозначением. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. 1. Пальчиковая гимнастика «Паучок».

2. Самомассаж каштанами.

3. Изготовление конструкции «Божья коровка».

Апрель

Самолет Развивать мелкую моторику рук. Тренировать навык создавать конструкцию по образцу. 1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы- молодцы».

2. Самомассаж каштанами.

3. Изготовление конструкции «Самолет».

Цыпленок Развивать мелкую моторику рук. Тренировать навык создавать конструкцию по образцу. 1. Пальчиковая гимнастика «Цыплята».

2. Самомассаж карандашами.

3. Изготовление конструкции «Цыпленок».

Домик Развивать мелкую моторику рук. Тренировать навык создавать конструкцию по образцу. 1. Пальчиковая гимнастика «Новый домик».

2. Самомассаж каштанами.

3. Изготовление конструкции «Домик».

Утенок Развивать мелкую моторику рук. Тренировать навык создавать конструкцию по образцу. 1. Пальчиковая гимнастика «Утята».

2. Самомассаж бусинами.

3. Изготовление конструкции «Утенок».

Май

Стрекоза Развивать мелкую моторику рук. Тренировать навык создавать конструкцию по образцу. 1. Пальчиковая гимнастика «Жук».

2. Самомассаж бусинами.

3. Изготовление конструкции «Стрекоза».

Сова Развивать мелкую моторику рук. Тренировать навык создавать конструкцию по образцу. 1. Пальчиковая гимнастика «Ах ты совушка- сова».

2. Самомассаж бусинами.

3. Изготовление конструкции «Сова».

Черепаха Развивать мелкую моторику рук. Тренировать навык создавать конструкцию по образцу. 1. Пальчиковая гимнастика «Черепаха».

2. Самомассаж бусинами.

3. Изготовление конструкции «Черепаха».

Вертолет Развивать мелкую моторику рук. Тренировать навык создавать конструкцию по образцу. 1. Пальчиковая гимнастика «Вертолет».

2. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

3. Изготовление конструкции «Вертолет».

IV. Список литературы

1. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения» С. Е. Большакова;

2. «Пальчиковая гимнастика» Узорова О. В., Нефедова Е. А. ;

3. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева;

4. О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию и укреплению мелкой моторики рук у детей 3–4 лет
Опубликовано: 4 февраля 2025 в 22:29
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию и укреплению мелкой моторики рук у детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Елена Моисеева (УИ 778542) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД