Ольга Чепайкина
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква Э»
▼ Скачать + Заказать документы
«Звук и буква Э»
(Подготовка к обучению грамоте)
Цели: Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Обогащение, уточнение, активизация лексического запаса. Совершенствование грамматического строя и навыков связной речи у детей.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [Э] и буква Э“» размещена в разделах
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Дать детям понятие о механизме образования звука Э;
Учить выделять звук Э из состава слогов, слов, предложений;
Познакомить детей с жителями с крайнего Север эскимосами, ввести в активный словарь новые слова: эскимосы, эскимо.
Обучать постижению смысла новых слов, упражнять в узнавании родственных слов.
Коррекционные задачи:
Автоматизировать звук Э в слогах, словах, предложениях и тексте;
Создать положительный настрой на учение, пробудить в детях интерес к познанию новых звуков.
Корректировать психофизические функции: фонематический слух, общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица, силу голоса, развивать внимание.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самоконтроль за речью, развивая умение полно и грамотно отвечать на заданные вопросы.
Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Пантомима «Прогулка с лес». Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам.
Мы зашли далеко в лес и заблудились.
Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу.
Заблудились мы в лесу. (грустно) Эхо! Эхо!
Закричали все «Ау!» (громко) Вот потеха.
Никто не отзывается. (печально) Это эхо каждый раз
Лишь эхо отзывается. Передразнивает нас.
Наше эхо возвращается к нам тихо «Ау! Ау!» Е. Благинина
Нашли тропинку, возвращаемся домой.
Какой первый звук вы услышали в слове ЭХО?
Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком Э, познакомимся с буквой Э.
3. Акустико-артикуляционный образ звука.
Изолированное и хоровое произношение звука Э с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля (губы улыбаются, зубы разомкнуты, язык упирается в нижние зубы, воздух проходит свободно, голосовые связки работают).
Характеристика звука Э. Звук гласный, обозначается фишкой красного цвета. Звук Э можно долго тянуть, петь, можно громко крикнуть, при произнесении звука Э воздух выходит свободно, не встречая преграды.
4. Поймай звук в ладошку.
Логопед произносит сначала изолированные звуки, затем слоги, слова и предложения. Дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат звук Э.
5. Произношение звука в словах.
Дети, сейчас мы отправимся с вами на экскурсию. Что такое экскурсия?
Ответы детей. При затруднении – объяснение педагога.
Вы будете экскурсантами, а я - экскурсоводом. Как называются похожие слова? (Родственные слова.)
Образование относительных прилагательных.
Выходим на улицу. Какие дома вы увидели на улице? (Одноэтажные, двухэтажные, …многоэтажные) – Дополняйте предложения: В доме много… (этажей). Мы поднялись на пятый (этаж). Спустились с пятого (этажа).
Дальше мы поедем на метро. Как называется лестница, которая спускает и поднимает людей в подземную станцию метро? (эскалатор). Поезда, которые перевозят людей с одной станции до другой называются (электрички). Почему так называются эти поезда? (Они питаются электричеством). Какие еще виды транспорта питаются электричеством? (Трамвай, троллейбус).Давайте подумаем и назовем слова, родственные со словом электричество (электричка, электровоз, электропоезд, электрик)
6. Выделение звука из стихотворения
Электричество в домах.
Свет горит на этажах.
Экономить надо свет.
Ты запомнил или нет?
Назовите слова со звуком Э. Как вы понимаете слово экономить?
Дальше мы пойдем в магазин, где продаются электробытовые приборы. Показываю картинки, дети называют: (утюг – электроприбор, и т. д.) Почему их называют электроприборами? Можно ли электроприборами пользоваться детям? Почему?
Продолжим экскурсию. Снова поедем на электричке или, по-другому, на электропоезде, только уже не под землей а на земле. Нас приветствует человек, который управляет электропоездом, как его называют? (Машинист). Есть ли звук Э в слове машинист? Имя его начинается со звука Э – Эдуард. Он спрашивает, куда мы поехали.
(Мы поехали на экскурсию) Электричка нас привезла за город, чтобы мы посмотрели, как работает вот такая огромная, сильная машина. (Экскаватор). Что делает экскаватор? Как зовут человека, который управляет экскаватором? (Экскаваторщик).
7. Дети нам пришла телеграмма с севера Чукотки. Посмотреть Север нас приглашают северные жители эскимосы. Повторите это слово. В подарок им отвезем эскимо, Что это? (Мороженное – вкусное, сладкое, холодное). На север полетим в аэробусе. (Аэробус - это огромный самолет. На его борту бывает очень много пассажиров).
8. Физкультминутка.
На чем мы летели? Повторите. Есть ли в нем звук Э? Где он стоит? А в слове электричка где стоит звук Э? Аэробус отправляется с аэродрома. Сейчас поедем в аэропорт. Повторите слова со звуком Э (Аэробус, аэропорт, аэродром). Какая часть у них общая? «Аэро» - значит воздух.
9. Эскимосы съели эскимо. Они за хотели узнать название самой большой птицы – ЭМУ. Давайте напишем это слово, используя звуковую схему. Эти птицы живут в Австралии. Могли бы они жить на севере? Почему?
10. Работа над предложением
Составьте предложение со словом Эму.
11. Знакомство с буквой Э.
!2. Итог. Что нового узнали на занятии? Вспомним новые слова со звуком Э.
Литература:
Пожиленко Е. А. волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 224 с. 1999г.
Подготовка к школе детей с ЗПР. Под ред. С. Г. Шевченко
Н. В. Нищева «Система коррекционной работы». С-Петербург: 2005
Г. Ванюхина «Речецветик». Екатеринбург 1993.
Волина В. В. «Учимся играя». М: 1994.
Гомзяк О. С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». «Говорим правильно». М: 2007.