Починская Евгения
Конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников с ТНР (подготовительная группа) «Звуки [Т], [Д]»
Цель: учить детей дифференцировать звуки [Т – Д] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков.
2. Развивать фонематический слух и восприятие.
3. Развивать навыки чтения.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: «Сегодня мы узнаем, чем отличаются друг от друга звуки [Т] и [Д]».
II. Основная часть
1. Акустико-артикуляционный образ звуков
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников с ТНР (подготовительная группа) „Звуки [Т], [Д]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков детьми. Характеристика звуков.
Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой.
Звук [Д] – согласный, твёрдый, звонкий.
Чем похожи звуки? Чем отличатся друг от друга?
2. Развитие фонематического слуха. Игра «Посели слово в свой домик»
Картинки, в названии которых есть звук [Т], поселяются в домик, где живёт буква Т (она вставляется в верхнее окошечко домика). То же с картинками, где присутствует звук [Д].
3. Связь звуков с буквами
Дети отыскивают буквы Т и Д в разрезных азбуках. На что похожа буква Т? На что похожа буква Д?
Физминутка
Выполнение действий по тексту:
Станем в круг!
Станем в круг!
Слева – друг
И справа друг.
Каблуками
Стук да стук!
Заплясал
Весёлый друг!
4. Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях
Игра «Скажи наоборот»
ТА – ДА ТЫ – ДЫ ТО - ДО
ТУ – ДУ ТЭ - ДЭ
Повторить за логопедом серию слогов
ТА-ТА-ДА ДА-ДА-ТА ТА-ДА-ТА
ТУ-ДУ-ДУ ДА-ТА-ДА ДА-ТА-ТА
Закончи предложения словом со звуком [Д]
Назовём мы книжку «том»
Для жилья построим… (дом)
Хорошо танцует Таня.
И её братишка… (Даня).
По реке плывут плоты.
Зреют на ветвях… (плоды).
Исправь ошибку. Какие звуки перепутаны?
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Мальчик уточкой ловит рыбу.
Удочка плывёт по озеру.
5. Упражнения по развитию навыков чтения
Прочитать ряд слогов (на доске)
III. Итог занятия
- Дайте характеристику звукам [Т], [Д].
- Почему звук [Т] глухой, а звук [Д] – звонкий?