Татьяна Зернова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В»
Образовательные задачи. Ознакомление со звуками [в], [в’] и буквой Вв. совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Вв. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование навыка печатания. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение).
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [В]-[В’], Буква В“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
Развивающие задачи. Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи. Формирование самостоятельности, инициативности. ответственности. Развитие чувства справедливости.
Оборудование. Магнитная доска, раздаточный материал, контейнеры с карандашами.
Предварительная работа. Разучивание игры-пятнашек «Пес».
Ход занятия
Организационный момент. Упражнение «Присядь, когда услышишь звук [Ф]».
Создание эмоционального положительного фона занятия. Развитие фонематического слуха (дифференциация звуков [ф]—[ф’]).
Педагог организует приветствие с детьми, приглашает их на ковер.
Педагог. Послушайте стихотворение:
Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды.
А еще есть звуки речи, Мы их точно знать должны.
Звуки четко произносим, слушаем внимательно,
Будем четко говорить и писать старательно.
-О чем говорится в стихотворении? (о звуках)
-Что такое звук? (то, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем)
-Что образуют звуки, соединяясь друг с другом? (слоги)
-С помощью чего мы общаемся с вами? (при помощи слов)
Педагог. Мы с вами познакомились с буквой Ф и звуками [ф] и [ф’], которые она обозначает. Я хочу узнать, умеете ли вы различать эти звуки в слогах и словах.
Педагог. Сейчас я буду произносить слова, а вы будете приседать, когда услышите звук [ф], и вставать, когда услышите звук [ф’].
Для упражнения используется следующий материал: фи, фо, фа, фе, фу, фы, фя; фиалка, туфли, кофта, кефир, кофе, футболка, фонарь, магнитофон, фестиваль.
Педагог. Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает.
Упражнение «Разноцветные фонарики».
Развитие фонематического восприятия, речевого слуха, памяти.
Педагог предлагает детям остаться на ковре.
Педагог. Послушайте стихотворение:
Ветер, волк, волна, ватрушка,
Вальс, вода, восток, волнушка,
Автор выделил везде
Все слова на… букву В
Какой звук вы слышите чаще других?
Дети. Звук [в].
Педагог. Произнесите этот звук и дайте ему характеристику. Расскажите все об этом звуке.
Дети произносят звук.
Дети. Это согласный звонкий твердый звук.
Педагог и раздает детям по синему и зеленому фонарику.
Педагог. Сейчас я буду произносить слова, а вы, услышав звук [в], вы будете поднимать синий фонарик. Услышав звук [в’], вы будете поднимать зеленый фонарик. Для упражнения предлагается следующий материал: ворона, медведь, сова, совок, вертушка, воскресенье, виноград, воск, варенье, вишня, диван, киви.
Дети выполняют задание педагога.
Педагог. Хорошо. Молодцы. Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
Педагог просит детей задуть фонарики.
Педагог. Ребята, что у нас получилось, когда мы подули?
Дети. Ветер!
Появляется Ветер. Он принес листочки. А листочки не простые все они с заданием.
Ветер хочет чтобы вы научились писать его первую букву.
Педагог ставит на столы карандаши
Работа в листочках. Развитие тонкой моторики.
Педагог. Посмотрите, как я пишу новую букву на доске. Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом, справа от нее - два полукруга, сначала - верхний, потом нижний. Возьмите простые карандаши и напишите буквы по точкам. Слова и предложения мы будем писать на индивидуальных занятиях.
Физминутка.
Педагог. А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали / Выпрямится.
И на месте зашагали. / Ходьба на месте.
На носочках потянулись, / Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. /Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели /Присесть.
И тихонько разом сели. / Выпрямится и сесть.
Педагог. Ребята, ветер увидел, что не все аккуратно написали букву "В" и забрал её с собой. Чтобы её вернуть, нужно пойти к нему домой, а дом его находится за четырьмя воротами.
Будем выручать букву "В"?
Ответы детей.
Педагог. Вот и первые ворота. Чтобы получить ключ от этих ворот, назовите 10 слов, где встречается буква "В".
Ответы детей.
Второе задание.
Педагог. Найди потерявшуюся букву "В", прочитай слово и подбери к слову соответствующую картинку.
Но чтобы прочитать слова, нам нужно сначала сделать гимнастику!
Очень любит наш роток - улыбаться (улыбка)
А подвижный язычок, работой заниматься
Наш язык лопату сделал - раз и два! (лопата)
А потом забор поставил - красота!
Физкультура получилась хороша!
Каждый ребенок делает звуко-буквенный анализ своего слова
Ответы детей.
Третьи ворота. "Найди слово". Здесь нужно расставить слова друг под другом, чтобы из первых букв получилось слово.
Сделаем звуко-буквенный разбор найденного слова "ВОДА".
Четвертые ворота. Составь предложение из заданных слов и собери к нему схему. Напомнить, что вертикальной чертой в схеме отмечается начало предложения, первое слово пишется с большой буквы, не забываем о знаках препинания в конце предложения.
Педагог. И вот мы подошли к домику ветра. Ребята, его охраняет Волк! Чтобы он нас пропустил к букве "В", мы должны выполнить еще одно задание.
Рассели картинки. Чтобы расселить картинки, нужно определить место звука в слове, поставить картинку в соответствующий домик.
Молодцы! Все задания выполнили! И теперь мы можем забрать нашу букву. Но тут прилетел ветер и не хочет её нам отдавать просто так. Давайте мы для него раскрасим все картинки, в названиях которых есть буква "В" и подарим ему!
Ответы детей.
Окончание занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались, какие задания выполняли. Можно предложить детям оценить работу друг друга, напомнив, что следует быть справедливым и честным.
Педагог. Давайте вспомним, какую мы букву спасали. Что вам было трудно сделать, что легко? Что больше всего понравилось? Если вы считаете, что все задания выполнили правильно, возьмите лучик и подарите его солнышку. Если у вас что-то не получилось, возьмите капельку и подарите тучке. Молодцы, ребята!