Филатова Татьяна
Конспект занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе с ОНР «Звуки и буква Т»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия для родителей
по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе с ОНР
«Звуки и буква Т»
Цель: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы и закрепление звука и буквы Т.
Задачи:
1. Коррекционно-обучащие:
- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
- формировать лексико-грамматический строй;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе с ОНР „Звуки и буква Т“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
- автоматизировать звука «Т» в слогах, словах, словосочетаниях;
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие логического мышления, внимания;
- развитие тонких движений пальцев рук;
3. Коррекционно-воспитательные:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
- умение слушать сверстников и логопеда;
- воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,
Оборудование: Кот Том, конверт с заданиями, предметные картинки со звуком Т, схемы для характеристики звуков и звуко – слогового анализа слова, звуковички, схемы слогов и предложения, рыбки со слогами, карточки с шифровками, карандаш, солнышки – наклейки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети заходят в группу, на стенах висят буквы Т, картинки со звуками Т (торт, телефон, тюльпан, труба и т. д.). Дети становятся в полукруг.
Логопед: Здравствуйте ребята, послушайте внимательно скороговорку и определите, какой звук чаще всего встречается?
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.
- Какой звук повторялся? (Звук Т.)
- Правильно звук Т. Какие слова со звуком [Т] вы услышали?
(Дети по одному называют слова и садятся на свои места.)
2. Введение в тему занятия
- Вы, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы вновь отправляемся в путешествие по сказочной стране, где попадём в гости к звуку и букве Т. Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры.
Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить как правильно произносится звук Т.
3. Характеристика звука Т.
Давайте произнесем звук Т.
- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Т?
(Губы в улыбке, зубы сближены, язычок стучит по бугоркам за зубами.)
- Какой это звук?
- Согласный, т. к. произносится с преградой.
- Глухой.
- А почему, как вы определили что звук Т глухой?
- Давайте проверим: положите руку на горлышко и произнесите звук Т. Наше горлышко спит или звенит? (Спит.)
- Значит мы правильно определили, звук Т – глухой.
- А ёще какой это звук? (Твёрдый.) Значит? (Мы обозначим его на схеме синим квадратиком.)
(Повторяют краткую характеристику ещё 2 – 3 человека.)
4. Основная часть.
- Ребята, путешествовать мы будем не одни. А кто ещё к нам присоединится – отгадайте!
Игра «Составь слова по первым звукам».
Кран, облако, таз – КОТ.
Тыква, остров, мыло – ТОМ.
- Правильно, с нами будет путешествовать Кот Том из мультфильма «Том и Джери».
- Скажите, какой звук вы слышите в его имени? (Тоже звук [Т].)
- Посмотрите, что у него в лапах? (Кот Том держит какой – то конверт.)
- Хотите узнать, что в нём? (Да.)
- А в конверте Кот Том приготовил различные задания для вас. Он хочет убедиться в том, что вы уже повзрослели, поумнели и готовы идти в школу.
- Давайте выполнять? (Да.)
Задание 1.
«Хлопай, не зевай»
- Я буду называть звуковой ряд, слоги и слова, а вы должны будете хлопнуть в ладоши в тот момент, когда услышите в них звук [Т]. Приготовили свои ладошки.
Звуковой ряд: о, т, п, д, и, н, т, д, б, т, п, а, т.
Слоги: да, то, му, но, ты, ат, на, ту, пы, ит.
Слова: дом, том, ночка, точка, вода, вата, мышь, надувать, топать, топор.
- Молодцы! Все звуки поймали в свои ладошки.
Задание 2.
«Найди мои любимые картинки»
- У меня на столе лежат различные картинки, среди них вам надо выбрать только те картинки, в названии которых есть любимый звук Кота Том - звук [Т].
- Надо взять картинку, показать всем и назвать, где стоит звук [Т]: в начале, в середине или в конце слова, и разделить это слово на слоги.
(Например, слово «танк». Звук [Т] в слове «танк» стоит в начале слова. В этом слове один слог.)
Слова: таз, торт, тапки, крот, утка, матрос, батон, жилет, вертолёт.
- Молодцы! И с этим заданием вы успешно справились!
Задание 3.
Физминутка «Спортсмены».
- Кот Том хочет убедиться в том, что вы не только со словами отлично справляетесь, но и с физическими упражнениями. На зарядку становись.
(Дети проговаривают текст и повторяют движения вместе с логопедом.)
Кот готовится к рекордам. (руки на поясе)
Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)
Котик лапки напрягает.
Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)
Держит 1,2,3,4,5,
Можно штангу опускать. (опускаем руки)
Котик низко приседает, (приседаем)
И по камушкам шагает, (шагаем)
Возвращается обратно.
Расслабление приятно. (выдох, взмахи руками).
Задание 4.
«Налови рыбки»
- Наш гость проголодался и хочет кушать. Чем питаются коты? (Молоком, мясом, рыбой.)
- Давайте наловим нашему Коту рыбки. Но рыбка непростая: на каждой из них напечатаны слоги, из которых вам надо будет составить слова. Обратите внимание на цвет и размер рыбок.
(Слово располагается на одинаковых рыбках.)
Дети выходят по одному к доске и составляют самостоятельно слова, затем читают их вслух.
Слова: утка, столы, котик, Рита, соты, нота.
- Молодцы! Выполнили задание.
Задание 5.
«Шифровка»
- Кот Том прислал картинку любимого лакомства. Но вы сможете её увидеть, если расшифруете слово.
- Расставьте буквы по порядку цифр от 1 до 4, и прочтите - что на картинке.
На столе у вас карточки с окошками для расшифровки. В эти окошки «впечатайте» буквы по порядку цифр.
- Возьмите карандаш, покатайте его в ладошках – разогрейте их перед работой:
- Раз-два-три - к расшифровке приступи!
- Сядьте правильно, удобно. Не спешите. Главное - расставить буквы в правильном порядке и слева направо.
Заполняют карточки с окошками печатными буквами простыми карандашами.
Карточка:
Р Т Т О
3 1 4 2
Правильный ответ:
Т О Р Т
1 2 3 4
- Посмотрите, будьте внимательны. (Карточка остаётся на доске.)
-Кто расшифрует слово, вслух его не произносите, скажите мне его на ушко - дайте возможность товарищам самим догадаться.
Дети называют слово. (ТОРТ). Выставляется картинка на доске.
Задание 6.
«Звуко – слоговой анализ слова «ТОРТ»
- Положите перед собой схему слова «торт».
- Определите, сколько слогов в данном слове и положите перед собой слоговую схему слова «торт».
- В слове «торт» один слог.
- Посчитайте количество звуков в слове «торт». (В слове «торт» четыре звука.) Значит будет четыре звуковичка.
- Выложите звуковую схему слова «торт».
- Какой первый звук стоит в слове «торт»? (Звук [Т].)
- Какой это звук? (Согласный, твёрдый, поэтому обозначим синим квадратиком.)
-Назовите второй звук? Третий? Четвёртый? (аналогично)
Задание 7.
«Составьте предложение и схему к нему»
- Составьте предложение, в котором одновременно будут жить слова Кот Том и торт.
Например: Кот Том сел в торт.
Дети составляют свои предложения и называют их.
- Чьё предложение вам больше всего понравилось? (Ответы детей.)
- Составьте схему этого предложения. Вспомните, как мы обозначаем на схеме короткое слово – предлог? (С помощью треугольника.)
Например: Кот Том сел в торт.
Итог занятия.
- Ребята Коту Тому и мне очень понравилось, как вы выполняли задания. А что вам понравилось делать на занятии? (Ответы детей.)
- За работу вы получаете солнышки. Мне было приятно с вами работать. До скорой встречи!