Лариса Афанасьевна Жмуйдецкая
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группе.
Воспитатель 1 категории Жмуйдецкая Л. А.
Цель: Приобщение детей к истокам народно- прикладного искусства России.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству „Сине-голубое чудо“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Обучающие: Дать понятие «декоративно – прикладное искусство», продолжать знакомить с народным промыслом Гжели, обучать видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий, обучать составлять узор на разных формах. закреплять навыки рисования всей кистью и ее концом, сочетая элементы росписи: дугообразные, петельные линии, мазки, точки, росчерк, закручивающиеся усики, роза, бутон, веточка с листиками.
Развивающие: Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Воспитательные: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, любовь к Родине, её истории и культуре, воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Предварительная работа:
Беседа «сине-голубое чудо». История города Гжели.
Заучивание стихов о Гжели.
Рассматривание книг, иллюстраций.
Слайдовая презентация «Чудо - Гжель»
Показ изделий мастеров Гжели, отметить элементы узоров, колорит, композицию.
Индивидуальная работа с детьми в рисовании элементов росписи: закручивающиеся усики, капелька, веточка с листочками и бутонами, гжельская роза, росчерк, дуга и т. д.
Методы и приемы:
Наглядный, прием жеста руки, словесный, репродуктивный, практический.
Материал и оборудование: выставка гжельской посуды, иллюстрации с изображением гжельских изделий, таблицы с элементами гжельской росписи, шаблоны посуды, гуашь, кисти, стаканчики с водой.
Ход занятия:
1 часть: Чтение стихотворения И. Кадухина «Гжель»
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
животные и птицы не виданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
известно всем в народе её названье – ГЖЕЛЬ!
- Ребята, посмотрите какая у нас необычная выставка посуды. Какую посуду вы здесь видите? (чашки, большие блюда, вазы для фруктов, чайники, сахарницы, молочники).
- Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? (Ответы детей).
- Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, который расположен на белом фоне. А как называется эта посуда? (Гжельская посуда).
- Почему ее так называют? (Ответы детей).
– Что вам на выставке понравилось больше всего? Почему? (Предложить объяснить).
– Как вы думаете, как нужно обращаться с изделиями Гжели? Почему? (Аккуратно, бережно, чтобы не уронить, не разбить; следить за их чистотой – чтобы они долго дарили свою необыкновенною красоту).
– Гжельские узоры приятно рассматривать. И теперь гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье и даже в интерьере. (Показывать детям изделия). Посмотрите как красиво!
2 часть: Садитесь поудобнее и послушайте. Давным -давно, недалеко от Москвы, средь полей и лесов, стоял городок Гжель и жили -были там умные, красивые и умелые мастера на все руки. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.
Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину белую-белую и решили лепить из неё посуду разную, да такую, что свет не видывал Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов, завитушек.
Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «сине - голубое чудо».
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством учит своих детей и внуков и передаёт им своё мастерство. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут в России.
Давайте с вами вспомним все приметы гжельской росписи, чтобы вы могли легко расписать свою посуду или другое изделие.
Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали? (Ответы детей).
Мы сегодня с вами тоже будем мастерами живописцами и раскрасим разные изделия для нашего музея.
Воспитатель:
А теперь я приглашаю вас в творческую мастерскую!
– Но к работе могут приступить только настоящие мастера, а для этого нам нужно размяться.
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, (Надуть живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (Другая изогнута, как носик
Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг.)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принёс. (Сделать большой круг).
- Можете приступать к работе. Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Дети самостоятельно работают под музыку. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора. (Во время самостоятельной работы помогать затрудняющимся детям в расписывании изделия, следить за осанкой, за техникой исполнения.)
3 часть: Воспитатель:
В конце занятия дети раскладывают свои изделия. Любуются. Рассматривают
– Дети, каждый из вас расписал одну тарелочку, вазу, поднос, чашку, а в целом получился необыкновенно красивой набор. Полюбуйтесь красотой нашей работы!
- Спасибо, мастера, за вашу доброту сердечную, за работу дружную, за старание ваше, за ваши трудолюбивые «золотые» руки.
В добрых руках работа спорится. Умелые руки не знают скуки.
Итог занятия :
- О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)
- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
- Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!