Екатерина Анисимова
Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству «Дымковская лошадка» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по декоративно-прикладному искусству
Цель :
Познакомить детей с народной игрушкой, приемами ее лепки; развивать фантазию, воображение, формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.
Задачи:
1. Обучить технике лепки из соленного теста.
Публикация «Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству „Дымковская лошадка“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошадка. Дымковская игрушка
- Лошадь, жеребенок, конь
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
2. Развивать творческие способности, эстетическое воспитание, интерес к лепке, умение планировать работу.
3. Воспитывать мотивацию, любовь и интерес к декоративно-прикладному творчеству, трудолюбие.
4. развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, коррекция и развитие мыслительной деятельности.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров, беседа о "дымке"
- Беседа с детьми "Из чего делают дымковские игрушки".
- рисование элементов дымковского узора; раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек.
- разучивание стихотворений Чтение и заучивание стихотворений о дымковских игрушках.
Ход деятельности
Педагог: Какая ждет сегодня нас работа,
Поскорее узнать вам, конечно охота.
А мы будем ни клеить, ни резать, ни шить,
Мы будем, друзья, игрушки лепить.
-И лепить мы будем не из пластилина, посмотрите, что же лежит у вас на столах? Что это за материал?
Дети: соленное тесто
Педагог:
- Сегодня мы с вами будем лепить Дымковскую игрушку, которая относится к «Декоративно-прикладному искусству
- С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали –«дымковская»…
Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.
И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. А сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др.
Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!
-Воспитатель:
Мягко падает снежок, вьётся голубой снежок,
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные,
Белоснежные, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава.
- Дымковскую игрушку знают взрослые и дети не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
- Какие особенности мы увидели у дымковских игрушек?
Дети: округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромба, кольца)
Физ. минутка:
«Пальчиковая гимнастика» (подготовка руки к лепке)
«Конь»
Конь меня в дорогу ждет постукивание пальцами рук по столу
Бьёт копытом у ворот
На ветру играет гривой махи руками в стороны
Пышной,сказочной,красивой.
Быстро я в седло вскачу постукивание пальцами рук по столу
Не поеду-полечу.
Цок-цок-цок,цок-цок-цок. Ритмичное сжимание кулачков рук
Там за дальней за рекой, помахать ладонями обеих рук.
Помашу тебе рукой.
– Сегодня, ребята, вы – мастера-умельцы. Перед вами лежит материал для изготовления игрушки.
Для работы нам понадобятся:
• Соленное тесто
• Стеки
• Блюдца с водой
• Салфетки для рук
• Салфетка для сглаживания игрушки
Практическая работа.
- Сегодня мы будем лепить коня.
Фигурку коня, народные мастера (а сегодня вы у нас мастера) лепят по частям. Разделим кусок соленного теста на два:
1 большой, второй – поменьше.
2. Выполним две исходные формы в виде толстых цилиндров.
3. Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальцами оформить передние и задние ноги животного.
4. Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем надо тщательно примазать и разгладить.
5. Ушки делаем защипыванием.
6. А потом изготовляем и прикрепляем к основной форме гриву и хвост. Заглаживаем поверхность игрушки смоченными в воде руками, отполировываем с помощью салфетки, смоченной в воде, ставим игрушку для высыхания.
Педагог объясняет этапы лепки и показывает их.
Во время самостоятельной работы педагог предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно слушать веселую народную музыку.
А теперь немного отдохнем.
Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик.
Раз—сюда, два—туда, повернись вокруг себя.
Раз—присели, два—привстали. Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!
Сегодня мы с вами будем расписывать коня, которые вылеплены из соленного теста.
Я предлагаю вам немножко подумать, каким узором вы будете расписывать коня. (даю детям возможность подумать над предстоящей работой). Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. (Не набирать много краски). Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Мы с вами тоже сегодня будем мастерами и постараемся расписать свою игрушку красиво, ярко, нарядно и аккуратно.
Итог занятия
1. Выставка детских работ
-Давайте посмотрим, что получилось у наших мастеров. Дети демонстрируют свои работы, рассказывают о своих замыслах и их воплощении.
2. Беседа.
- С каким материалом мы работали? Что нового для себя вы узнали? Трудно работать с соленным тестом?
3. Уборка места