ирина копусова
Проект по народно-прикладному искусству в ДОУ «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «ДС №8 КВ» г. Пикалево
ПРОЕКТ
ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Выполнили воспитатели
Копусова И. И., Кононова М. Н.
г. Пикалево
«Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества».
Б. М. Немецкий.
Публикация «Проект по народно-прикладному искусству в ДОУ „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Темочки
Актуальность проекта : В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Гипотеза: если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.
Сроки реализации проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта : формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знаний о видах росписи;
развитие навыков художественного творчества детей;
развитие индивидуальных эмоциональных проявлений во всех видах деятельности;
развитие умения видеть красоту изделий прикладного творчества, формирование эстетического вкуса;
осуществление нравственного и эстетического развития личности ребенка;
содействовать развитию речи: обогащение и активизация словаря, повышение его выразительности, развитие навыков речевого общения в совместной деятельности.
Планируемые результаты проекта :
• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства : дымковской игрушки, хохломской, гжельской росписи.
• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Формы реализации:
• беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
• рассматривание видов росписи;
• выполнение работ по изобразительной деятельности;
• подвижные и малоподвижные народные игры;
• выставка «Сказочная гжель»
• работа с родителями:
• совместные работы с детьми;
• консультация для родителей;
• беседы;
• обогащение предметно-развивающей среды;
• фото-коллаж;
• Этапы реализации проекта :
• подготовительный;
• исследовательский;
• заключительный (обобщающий).
Реализация проекта по этапам
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1. Поиск, анализ, систематизация, имеющиеся литературы по декоративно-прикладному искусству, разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности.
2. Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.
3. Подвести к формулировке задач: иметь представление о народных промыслах (Гжель, Дымково, Хохлома, Жостовская роспись, Полхово-Майдановская роспись); отразить впечатления в продуктах своей деятельности; принять участие вместе с родителями в создании выставки «Сказочная Гжель» Рассматривают иллюстрации по декоративно-прикладному искусству;
Закрепляют знания о характерных признаках, особенностях узоров и элементов;
Принимают активное участие в выставке «Сказочная гжель»
2 этап 1. Организация деятельности детей:
• Познавательная
• Речевая
• Художественно-эстетическая
• Социально-коммуникативная
2. Совместная работа с родителями:
организация выставок сувениров и поделок декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов,
пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе (наглядные пособия, подбор художественной литературы по декоративно-прикладному искусству, фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева, раскраски, изготовления шаблонов и трафаретов, изготовление дидактических и настольно-печатных игр.)
Участие в подготовке к мастер-классу «Народные промыслы».
3. Совместная работа со специалистами:
• по ИЗО
• Музыкальным руководителем. Принимают активное участие в продуктивной деятельности. Заучивают стихи, заклички; знакомятся с новыми народными играми; играми по декоративно-прикладному искусству.
Знакомство с декоративными приемами рисования.
Прослушивание русских народных песен;разучивание песни «Гжель».
3 этап 1. Создание презентации к НОД «Народные промыслы».
2. Реализация проекта с участием родителей мастер-класс «Дизайн в росписи народных промыслов.
3. Создание коллажа, как подведение итогов проекта.
Участвуют в мастер-классе.
Принимают активное участие в создании коллажа.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРОЕКТУ
1 неделя 2 неделя 3 неделя
Речевое развитие:
Беседа на тему: «Что такое Хохлома?»;
НОД «Золотая Хохлома»;
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи);
В. Набоков «Хохлома»;
П. Синявский «Хохломская роспись».
Разучивание стихотворения Е. А. Николаевой «Золотая Хохлома».
Беседа на тему Речевое развитие:
Беседа на тему: «Что такое музей?»;
Интегрированное занятие-беседа (развитие речи +рисование) «Дымковские мастера»;
НОД «Веселая ярмарка»;
Чтение стихотворений: М. Г. Смирнова «Дымка»,
«Красная девица»;
А,Дьякова «Веселая дымка»;В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».
Разучивание стихотворения Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка». Речевое развитие:
Беседа «Сине-голубое чудо», «Гжель»;
НОД «Ремесла на Руси»
Разучивание стихотворения Е. А. Никоновой «Узоры Гжели».
Беседа на тему «Жостовская и Полхово-Майдановсая роспись».
Познавательное развитие:
Беседа «Золотая Хохлома».
Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала ( использование ИКТ: слайды,презентации). Познавательное развитие:
НОД «Из чего же, из чего же?» (дерево-Хохлома, глина-Дымка, фарфор-Гжель». Познавательное развитие:
Дидактическая игра «Собери цветок» (умение складывать из частей целое).
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
«Угадай и расскажи»
(закрепление знаний детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства);
«Найди отличия»
(умение находить сходства и различия).
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
«Составь узор» (закрепление умения составлять узоры способом аппликации);
«Найди правильно»;
«Назови правильно»
(закрепление знаний о народных художественных промыслах, их признаках) Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
«Собери Гжельскую розу» (закрепление умения составлять гжельскую розу способом аппликации);
«Угадай, какая роспись» (умение узнавать роспись по элементам орнамента)
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «Хохломская веточка»
(гуашь; с использованием ватных палочек).
Знакомство с декоративными приемами рисования.
Музыка:
Хороводные игры: «Каравай»; «Заря-заряница».
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка «Дымковские игрушки» (дымковская барышня).
Рисование «Знакомьтесь-
Русская матрешка» (восковые карандаши + акварель).
Музыка:
Тематическое занятие «Ой вы гусли, мои гусли».
Хороводная игра «Гори, гори ясно».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «Укрась тарелочку. Гжель» (гуашь).
Музыка:
Музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент».
Хороводная игра «Ручеек».
Разучивание песни «Гжель».
Заключительный этап:
Организовать выставку работ по народному декоративно-прикладному творчеству, выполненных родителями с детьми.
По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.