Светлана Сафина
О методах и приемах руководства обучения декоративно-прикладному искусству
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративно-прикладное искусство – это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту (посуда, мебель, ткани игрушки.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного воспитания детей младшего и дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение.
Публикация «О методах и приемах руководства обучения декоративно-прикладному искусству» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, чувства, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Важны занятия по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать действовать согласованно, сообща, оказывая помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого, достижениям всего коллектива группы. Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.
Виды народного декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомят детей дошкольного возраста
Дымковская глиняная игрушка
Тверская глиняная игрушка
Филимоновская глиняная игрушка
Каргопольская глиняная игрушка
Богородская деревянная игрушка
Городецкая роспись
Хохломская роспись
Полхов-майданская роспись
Жостовские подносы
Гжель
Федосеевская топорная игрушка
Кружево
Направления работы:
Знакомство с определенным видом декоративно-прикладного искусства.
Обучение декоративному рисованию, аппликации, лепке на основе народного декоративно – прикладного искусства, знакомство с некоторыми приемами народных мастеров в рисовании, аппликации лепке.
Формирование детского декоративного творчества. Обучение видению на предметах каждого вида народного декоративно прикладного искусства вариативности элементов, сочетаний цветов, композиций, умения создавать новый неповторимый узор, не выходя за пределы вида, традиций росписи.
Методы и приемы в работе
с детьми 3-4 лет:
Игровые ситуации (слепить угощение для богородских медведей, украсить дорожку для дымковской барышни и т. д.) , сюрпризные моменты
Встречи со знакомым образом
Художественное слово
Выставки игрушек
Обыгрывание образов с помощью потешек стихотворений
Рассматривание игрушек, нахождение одинаковых игрушек
Методы и приемы в работе
с детьми 4-5 лет:
Выставки игрушек
Рассматривание
Игровые приемы
В процессе рассматривания используется жест (движение руки)
«Одевание» барышень, украшение баранов, коней, использование трафаретов
Называние элементов узора, сочетания цветов
Сравнивание видов игрушек
Дидактические игры
Методы и приемы в работе
с детьми 5-7 лет:
Выделение знакомых элементов в орнаменте
Сравнение образов и характерные различия
Проведение экскурсий, выставок
Рассматривание
Использование художественного слова музыки песен
Приглашение мастеров
Нахождение знакомых узоров, контрастных цветов
Демонстрация диафильмов. Презентаций, видео
Выделить общую форму-силуэт предметов
Использование трафаретов
Дидактическая игра «Выложи узор», «Собери пазл», «Лото», «Парные картинки».
Необходимо помнить, что главная задача воспитателя заключается в приобщении детей к истокам народного искусства. Нужно дать возможность ребенку после усвоения некоторых знаний, навыков уметь составить тот или иной узор, расписать ту или иную игрушку и в конечном итоге почувствовать радость творчества.