Ирина Юрченкова
Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности.
Задачи: [/i]
Познакомить детей со свойствами воды. Уточнить представление о значении воды в природе. Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды. Расширять словарь глаголов, существительных и прилагательных. Упражнять детей в умении составлять предложения по картинке и обобщение опыта. Совершенствовать умение отгадывать загадки. Совершенствовать умение проводить опыт. Развивать общую моторику. Способствовать развитию логического мышления. Развивать память и внимание. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового.
Публикация «Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром „Чудеса воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Оснащение:
Ноутбук, презентация, письмо, кувшин с водой, три прозрачные емкости разной формы (стаканчик, баночка, пробирка, две емкости с грязной и чистой водой, воронка, кусочки марли, ватные диски. Каждому ребенку фартук, шапочка, салфетки, кусочки льда, стаканчики с водой, тарелочки, полоски бумаги разного цвета, сахарный песок, соль, ложки; эмблемки.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций;
• Чтение художественной литературы;
• Наблюдения в природе, в быту;
• Проведение различных опытов;
• Игры с водой;
ХОД ООД:
- Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их. (Дети вместе с педагогом сопровождают стихотворение жестами и движениями)
Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)
Здравствуй, маленький дубок, (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево)
Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны)
Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон)
- Давайте все друг другу улыбнёмся. У вас хорошее настроение? Давайте это
хорошее настроение подарим нашим гостям (дети дуют на ладошку).
-Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важных веществ в природе, без которого невозможна жизнь. Я прочитаю стихотворение, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без нее нам не прожить!
- О чем говорится в стихотворении?
Ответы детей. (1 слайд)
Сегодня мы с вами поговорим о воде.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам отгадать загадки о воде.
1. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -. (Дождь) 2 слайд
2. Каплями в траве сверкает,
Травку утром украшает.
С переливами краса.
Как зовут её?. (Роса) 3 слайд
3. Белые овечки
Не сидят на печке
А плывут издалека
Кучевые (Облака) 4 слайд
4. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег) 5 слайд
5. С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это (Град) 6 слайд
6. Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься! (Лед) 7 слайд
- Ребята, а как можно назвать дождь, росу, снег, облака, град, туман, лед одним словом?
Ответы детей.
Правильно, ребята, это вода.
Отгадав загадки мы пришли к выводу, что вода может быть в трех состояниях: жидком, парообразном и твердом (8 слайд)
- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо из института Воды. В этом институте сотрудники проводят исследования с водой, изучают ее. И вот сотрудники этого института попросили нас помочь и провести исследования и опыты с водой. Поможем им? (Да).
А все наши исследования мы передадим в институт через видеописьмо.
1 задание «Наблюдение за переливанием воды»
Ребята, я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Сейчас мы с вами оденем фартуки, шапочки и прикрепим эмблемы института Воды. Я одеваю белый халат и тоже прикрепляю эмблемку, я стану научным сотрудником, а вы превращаетесь в моих коллег. Теперь мы с вами сотрудники института воды.
- Что делают в лаборатории?
Ответы детей.
- Правильно, проводят опыты.
- А теперь напомните мне, как надо вести себя в лаборатории:
Ответы детей: не шуметь, аккуратно обращаться с посудой. Слушать старшего
научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, сделать вывод.
- Молодцы! Все правила знаете. Ну что, приступим!
- Коллеги, посмотрите и скажите что я сейчас делаю? (я переливаю воду из кувшина в стаканчик)
- Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Что она делает?
Ответы детей: вода переливается, льется, течет.
- Значит она какая? (жидкая).
- Следующий вопрос: имеет ли вода форму?
Ответы детей.
- А вот мы это сейчас проверим.
Проводится опыт. Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные емкости (стаканчик, пробирка, баночка). Вода приобретает форму каждой из них.
Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.
-Вот мы и провели первое исследование.
-Ребята, сотрудники нашего института заботятся о водоемах.
-Какие вы знаете водоемы? (река, озеро, пруд, море). (9 слайд).
-А в нашем районе какой есть водоем? (река Алатырь)
- Давайте немножко отдохнем и сходим к реке.
Физкультминутка.
К реке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Здорово нам было тут,
Но вернемся в институт!
Много знаний и открытий,
В институте нас всех ждут! (10 слайд)
- Ой, а что же это случилось с нашей рекой?
- Посмотрите, какая у нас река?
Ответы детей: грязная.
- Что же нам делать?
Ответы детей.
-Коллеги, скажите, можно ли бросать в воду мусор, отходы?
- Что случится с водой в реке, если бросать мусор?
Ответы детей: ее нельзя будет пить, употреблять в пищу людям и животным, погибнут растения и все живое в воде.
- Коллеги, давайте с вами подумаем, можно ли очистить воду?
Опыты в лаборатории.
- Посмотрите, ребята, у меня на столе две емкости с водой.
- Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Ответы детей: одна чистая, другая грязная.
- Грязная вода, образец, набранный в грязной реке.
- А как вы думаете, можно очистить грязную воду?
- Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в нее, сложенную в несколько раз марлю и ватный диск и начну пропускать грязную воду через эту воронку.
- Что у нас получается?
Ответы детей: вода становится чистой.
- А что стало с нашей марлей?
Ответы детей: она стала грязной.
- Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду?
Ответы детей.
- С помощью чего?
Ответы детей: фильтров, марли, ваты, салфетки- в домашних условиях, очистных сооружений- на предприятиях. (11 слайд)
- Какая чистая река у нас стала, возле такой реки хочется и отдохнуть. (12 слайд)
А сейчас мы будем с вами проводить исследования. Присаживайтесь за стол.
Опыт №1 «Лед - твердая вода».
- Ребята, возьмите в руки кусочек льда с тарелочки и проследите, что с ним будет происходить.
- Как вы думаете, почему лед растаял?
Ответы детей: от тепла ладони.
- Что осталось на ладошке? Вытираем ручки об салфеточки.
Ответы детей: вода.
Опыт №2 «У воды нет вкуса»
- Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта.
- А вот сейчас попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни какой знакомый вкус нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №3 «Вода прозрачная»
-Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды.
- Поднесите по очереди полоски к стакану. Сравните цвет воды и цвет полосок.
- Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из цветов?
Ответы детей: нет
- Какого же цвета вода?
Ответы детей: бесцветная, прозрачная.
- Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Посмотрите через стакан с водой. Давайте поместим в стакан с водой ложку. Вы ее видите?
Ответы детей.
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Опыт №4 «Вода- растворитель»
-Итак, мы поняли, что вода не имеет вкуса. Посмотрите, у вас на столе лежит в емкости сыпучее вещество. Как вы думаете что это за вещество? (сахар и соль). Предлагаю вам положить ваше сыпучее вещество ложечкой в стаканчик и размешать.
- Что произошло с сахаром и солью?
Ответы детей: они растворились
После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.
- Что изменилось?
Ответы детей: у воды появился вкус. Какое вещество попалось именно вам? (соль или сахар) Вода стала сладкая или соленая.
Вывод: вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
- Ребята, что нового вы узнали в нашей волшебной лаборатории о воде?
- Какие новые свойства воды вы сегодня узнали?
- Есть ли у воды цвет, запах, вкус?
- Какие состояния воды вы запомнили?
- Может ли вода растворять вещества?
- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Ответы детей.
- Спасибо вам, ребята, за работу, мне очень понравилось, как сегодня хорошо и старательно вы проводили опыты. Мы так много полезного и интересного узнали о воде. Я хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь. (13 слайд).
- Эмблемки института Воды остаются вам, мои юные исследователи за ваши старания и научные открытия. А мы с вами возвращаемся в детский сад, чтобы рассказать всем о чудесах воды.