Германенко Анастасия
Конспект занятия «Зима. Признаки зимы» для детей с заиканием на этапе отраженной речи для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия по устранению заиканием на этапе отраженной речи.
Тема: «Зима. Признаки зимы».
Тип занятия : Подрупповое.
Возраст: 5-6 лет.
Этап : Этап отраженной речи.
Время: 25-30 минут.
Цель: Коррекция заикания на этапе отраженной речи.
Публикация «Конспект занятия „Зима, Признаки зимы“ для детей с заиканием на этапе отраженной речи для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Задачи:
• Формировать умение произвольного регулирования напряжения и расслабления мышц своего тела;
• Закреплять навык диафрагмального дыхания;
• Развивать речевое дыхание;
• Развивать плавность речи;
• Развивать силу голоса;
• Развивать фонематический слух;
• Расширить словарь детей;
• Развивать эмоциональную сферу детей, мимическую выразительность;
• Актуализировать и расширять лексический словарь детей по теме «Зима. Зимние признаки»;
• Совершенствовать самоконтроль в деятельности;
• Координировать движения с речью.
• Развивать общую моторику.
Оборудование: Предметные картинки на тему «Зима», речевой материал по теме «Зима. Зимние признаки», метроном.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Объявление темы.
- Ребята, здравствуйте, рассаживайтесь на ковре и не забудьте снять обувь.
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать. (под метроном)
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
И самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я?.
(Зима)
-Умницы! Сегодня к нам в гости на занятие пришла зима.
2. Основной этап.
Формировать умение произвольного регулирования напряжения и расслабления мышц своего тела;
Мышечная релаксация по контрасту с напряжением
- Наша гостья зима, приглашает нас отправится на зимнюю лужайку. Давайте представим, что мы сидим на этой зимней лужайке. (под метроном)
Г) Внушение состояния покоя по представлению
Давайте теперь ляжем на пол, чтобы друг другу не мешать и закроем глазки.
Представьте себе, что все вы – легкие снежинки, очень красивые и весёлые. Вас подхватывает ветерок и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Маленькие снежинки поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждую снежинку … (пауза – поглаживание детей). Обдувает снежинки, ласкает снежинки … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза.
А) Расслабление мышц рук
1. «Снежный комок»
Посмотрите вокруг, сколько много снега. Давайте, представим что мы берем его в ладошки и крепко, крепко сжимаем, чтобы у нас получился снежный ком. А теперь отпускаем наш снежный ком. И еще раз берем снег в ладошки и сжимаем сильно, сильно. И отпускаем.
2. «Северный олень»
Давайте представим, что мы превратились с оленей деда мороза. У нас выросли красивые, сильные рога, как у настоящих северных оленей.
Б) Расслабление мышц ног
1. Упражнение «Сосульки»
Ребята, вы наверное все видели, как зимой под крышами растут длинные сосульки. Сейчас наши ножки, тоже превратятся в такие длинные, твердые сосульки.
Мы будем тянуться вперед носочками, чтобы у нас получились самые настоящие сосульки. Тянем, чтобы почувствовать напряжение в ножках и отпускаем.
В) Расслабление мышц ног, рук и корпуса.
1) «Снежный ком»
Дети, скажите, а вы любите лепить снеговика?
Зима- это самое подходящие время, чтобы лепить снеговика. Давайте представим, что мы скатали большой снежный ком для снеговика и нам его нужно донести до нужного места.
Сожмите кулаки. Наклонитесь, возьмите ком. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело нам нести такой большой ком! Подержали его. Устали руки и положили ком на землю.
2) «Снежинки»
Давайте представим, что мы - снежинки. Заметает вьюга, мы летим в разные стороны (стоя на месте, с силой раскачиваемся из стороны в сторону с поднятыми руками – все мышцы напряжены). Ветер стих, а из снежинок получился большой сугроб. Замерли снежинки, расслабились (дети садятся на пол, как удобно, расслабляют мышцы)
3. Закреплять навык диафрагмального дыхания;
Дыхательные упражнения. -Итак, мы с вами все еще на снежной поляне. Все вокруг белым бело, какой здесь свежий морозный воздух. Давайте подышим этим воздухом.
Ах! Какой воздух! (Дети разводят руками и глубоко вдыхают.)
Ах! Какой морозный воздух.
Какой прозрачный и чистый воздух! Как дышится хорошо.
-Молодцы.
4. Развивать фонематический слух.
Развивать высоту голоса.
Работа над гласными. Игра «Эхо»
- Я предлагаю вам сыграть в игру «Эхо». Я буду произносить звуки, а вы за мной повторяйте.
(Сначала произносятся отдельные звуки, потом весь звуковой ряд вместе) - С-А-М-Ш-У-Ж-Э-Т
Теперь за мной повторяют только мальчики.
Теперь только девочки.
Теперь девочки произносят громко, громко, а мальчики тихо, тихо.
И наоборот девочки тихо, а мальчики громко.
5. Развивать речевое дыхание.
Развивать высоту голоса.
Игра «Ау!» - Дети, скажите, а когда потеряешься что нужно кричать? Ау!
Давайте и мы с вами крикнем громко громко (вдыхаем глубоко носом, выдыхаем и говорим) : ау! А теперь тихо, как мышки: ау!
-Молодцы, ребята. А сейчас обувайтесь и садитесь за столы.
6. Актуализировать словарь по теме «Зима. Зимние признаки».
Игра «Время года». - Ребята, сейчас я вам расскажу об одном времени года, а вы должны отгадать, ответить на мои вопросы да или нет. (Руки согнуты в локтях перед собой. Вдох-руку поднимаем- говорим, опускаем руку.)
Солнце светит мало, его лучи уже не согревают землю. Нет- нет, да и посыплется снежок. Замерзают лужи, речки, озера. Люди надевают теплую одежду, чтобы не замерзнуть. Все вокруг белое.
1. Ребята это бывает зимой?
2. После лета приходит зима?
3. Первый месяц зимы это январь?
4. Главный праздник, который отмечают зимой, это Новый год?
-Молодцы. На все вопросы ответили правильно.
7. Координировать движения с речью.
Развивать общую моторику.
Физминутка. - Первый раз я покажу сама. Второй раз сделаем вместе движения. А третий раз вместе повторим движения и стихотворение.
Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
8. Развивать слуховое внимание.
Игра «Найди ошибки»
- Ребята, посмотрите, сегодня нам с вами пришло письмо от снеговика. Он пишет нам о зиме. Я его прочитала, но не поняла. Давайте вместе прочитаем и разберемся в этом письме. Я буду читать предложения, а вы будет отвечать да или нет. При этом, помните, как надо правильно отвечать. Руки согнуты в локтях перед собой вдыхаем носом- поднимаем руку, говорим, опускаем руку, выдыхаем.
Зимой очень жарко. На улице ярко светит солнце. С неба падает снег. На деревьях много листьев. Дует теплый, легкий ветерок. Дети катаются на лыжах и санках. И лепят снеговиков из земли. Люди одевают теплую одежду.
-Молодцы! Вы исправили все ошибки и теперь мы точно знаем, что бывает зимой.
9. Расширить словарь детей.
Игра «Хлопни в ладоши».
- А теперь, ребята, приготовьте свои ладошки. Сейчас вам нужно будет хлопнуть, когда вы услышите подходящее слово и повторить полным предложением за мной.
Снежинка- горит, тает, летает, идет, кружится, воет, стучится
Лед- горит, трескается, тает, говорит, тонет
Метель- кружится, воет, поет, стучится
Зима (какая) - снежная, солнечная, жаркая, морозная, золотая, холодная.
10. Расслабить мышцы по словесной инструкции.
Аутогенная тренировка.
- А сейчас закрывайте глазки. Мы с вами немного отдохнем.
“Мы пришли на лесную поляну. Травка на ней зеленая, мягкая. Теплые лучи солнца согревают все тело. Так хочется полежать на мягкой, шелковистой травке. Слышно, как шуршат листики на деревьях, чуть слышно поют птички. Так приятно отдыхать, все тело расслабляется, глазки закрыты, теплые лучи солнца согревают все тело. Ты спокоен”
11. Заключительный этап.
Подвести итоги. Дать задание на закрепление Подведение итогов. Задание на закрепления. - Вы сегодня хорошо поработали. Ребята, про какую тему мы сегодня говорили?
Задание.
Поговорить с родителями по вопросам о зиме. Предоставить картинку родителям, по которой они должны задать вопросы детям (Ответы должны быть да или нет). По правилам речи с хлопками.
Памятка для родителей по правилам речи :
1. Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.
2. Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.
3. Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.
4. Не спиши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.
5. Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить.
6. Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.
7. Гласные звуки произноси широко и громко.
8. Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряжения.
9. В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных гласных.
10. Короткие предложения, состоящие из 3-4 слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.
11. Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3-4 слова, между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.
12. Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другое.
13. Говори громко, четко, выразительно.