Елена Лякишева
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «От весны до зимы»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Цель: развивать речь детей с опорой на экологическую тематику.
Задачи: - закрепить приметы разных времен года, учить видеть
отличия;
- учить составлять рассказ по серии картин;
- учить строить и употреблять в речи сложноподчиненные
предложения;
- упражнять в подборе синонимов, активизировать в речи
определения, глаголы;
- развивать выразительность речи, дикцию детей; внимание,
воображение, восприятие; эмоциональную чувствительность;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: д/и «Старик – годовик», кубик; кукла Антошка,
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы „От весны до зимы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
одежда для него, санки; набор картинок с одним сюжетом;
листочки разных деревьев (2- каждому ребенку); телефон.
(Дети входят в группу, здороваются, видят Антошку на санках)
Восп. : Ой, ребята, посмотрите, кто это на санках? (Антошка)
Давайте с ним побеседуем.
(Дети садятся, воспитатель берет Антошку в руки)
Здравствуй, Антошка.
Антошка: Здравствуйте.
Восп. : Ты как-то странно одет. Ты куда собрался?
Антошка: Куда, куда, гулять.
Восп. : Дети, а правильно оделся Антошка для сегодняшней
прогулки?
(Дети рассказывают, во что одет Антошка: шуба, шорты,
ботинки, бумажная панама – делают вывод, что Антошка
одет не по погоде)
Антошка, ты, наверное, забыл, какое сейчас время года?
Антошка: Какое, какое, я совсем запутался. Играл без вас в игру
«Старик-годовик», и у меня в голове все перепуталось.
А я вот сейчас вас спрошу: какое сейчас время года?
(Поздняя осень)
Почему это осень, а вчера снег выпал.
(Дети объясняют)
А что было до осени? (Лето)
А какое время года будет после осени? (Зима)
Значит, я действительно оделся не по погоде.
Восп. : Да, Антошка, снимай шубу, панаму и посиди с нами. А мы
будем играть в игру «Старик-годовик».
Ребята, мы знаем много примет разных времен года. Что-то
нам нравится, а что-то не нравится в каждом времени года.
Сейчас мы и поиграем в игру «Нравится - не нравится».
Играем парами. Один говорит, что нравится, а другой, что
не нравится. Поможет нам кубик.
( Д/и «Старик – годовик» - квадратное поле, разделенное по
диагоналям на 4-ре части. В середине изображение головы старика-
годовика. В каждом секторе одно время года: осень- желтый
сектор, зима- белый, весна- голубой, лето- зеленый; на каждом
времени года небольшие картинки примет. Правила игры: дети
выходят парами; один бросает над полем кубик- на какой сектор
он упал, о том времени года идет рассказ. Один говорит: «Мне
нравится, что (осенью…».Другой: «Мне не нравится, что
(осенью…». Вызывается 3-4 пары.).
Восп. : Да, ребята, у природы нет плохой погоды. Кто-то любит
дождь, кто-то снегопад. А совсем недавно мы проводили
золотую осень. Много пели песен о ней, рассказывали
стихи. Расскажите, пожалуйста, свое любимое
стихотворение.
Ребенок: Листопад, листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу.
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву.
Восп. : Что за рыжинки и конопушки появились у леса?
(Дети отвечают)
Да, как ни красивы и нарядны бывают листочки, но,
приходит время, и они (опадают)
Давайте представим, как это происходит. Встаньте,
пожалуйста. Представьте, что вы деревья. Протяните
руки-ветви к солнышку. Раздвиньте пальцы – это ваши
листья. Вы сильные красивые деревья. У вас хорошее
настроение. Улыбнитесь. Подул ветер, и листья закачались.
(Дети плавно покачивают кистями рук вправо-влево)
Ветер дунул сильнее, и один листок полетел вниз.
(Дети медленно опускают одну руку, вращая кисть вправо-
влево)
Еще раз дунул ветер и сорвал последний листочек с
Дерева.
(Дети медленно опускают другую руку)
Молодцы, садитесь.
Антошка: Не надо, не надо, я не люблю голый лес. Мне жаль
опавшие листочки.
Восп. : Не переживай, Антошка. Давайте все вместе придумаем
сказку о кленовом листочке. Представьте, что вы – кленовые
листочки и рассказываете о себе. А начну рассказ я.
Я родился весной в тесном маленьком домике, который
называется почка. Мне было темно, тепло и сухо. Мой
домик все время качался, убаюкивая меня. Я рос, рос, и
однажды мне стало тесно. Я поднатужился, и мой домик
треснул. Я выглянул наружу и увидел…
(Выставляется 1-я картинка: ветка дерева с треснувшими
почками, а вокруг городской пейзаж)
Расскажите, что увидел листок?
(Сильные дети составляют предложения по картине. Их
повторяют более слабые. Далее такая же работа по каждой
картине)
Расскажите, что услышал листок? (Ответы)
А что он почувствовал? (Ответы)
А что было дальше?
(Выставляется 2-я картина, изображающая, как растет
листик. Дети составляют предложения)
Жизнь была прекрасна, но однажды…
(Третья картина изображает гусеницу на зеленом листке
и краешек крыла птицы, ее клюв, так, чтобы сразу нельзя
было догадаться, что это. Дети придумывают предложения)
Лето продолжалось, я, как на качелях, качался на родной
ветке.
А вы любите качаться на качелях?
(Физминутка «Качели»)
Все лето качели качались и пели,
И мы на качелях до неба летели.
(Дети произносят слова громко и весело,
энергично раскачивая руками вперед и
назад, приседая)
Настали осенние дни.
Качели остались одни.
(Голоса тише, движения спокойнее)
Лежат на качелях два желтых листка,
И ветер качает качели слегка.
(Легкое покачивание руками, голоса тихие,
дети садятся)
Что случилось дальше?
( Четвертая картина: листья оранжевые, красные, желтые.
Дети составляют предложения.
Пятая картина: падающий лист.
Шестая: кружащиеся кленовые листья.
Добиваться от детей при составлении предложений
включения определений, сравнений)
Восп. : Хотите покружиться вместе с листочками? Пройдите
на нашу поляну, возьмите листочки.
(Дети двигаются под музыку. В конце музыкальной паузы
игра: «Опали березовые листочки» (присели дети с
березовыми листочками, каштановые» и так далее)
Восп. : И вот листок оказался на земле вместе с другими листьями.
( Седьмая картина: дети, собирающие листья; девочка,
держащая листок в руке; ваза с листьями.
Дети составляют предложения. Акцент на интонацию
девочки: «Ах, какой красивый листик!»)
Как вам кажется, о чем думал листик, оказавшись в вазе?
(Дети отвечают)
Восп. : Дети, но не все листочки попадают в дома. Большинство
остается на земле.
(Восьмая : засохший листик, под ним насекомые,
Предложения детей)
Понравился тебе, Антошка, наш рассказ?
Антошка: Понравился, только я уже забыл, с чего он начался.
Восп. : Да, Антошка, ты прав. Чтобы не забыть наш рассказ, мы
должны его повторить целиком. Посмотрите, ребята, на
картинки, вспомните, о чем мы говорили. Кто хочет
рассказать нашу сказку? (Дети 2-3 раза повторяют сказку)
Восп. : Ну что, Антошка, теперь не забудешь сказку?
Антошка: Нет, не забуду, расскажу всем знакомым куклам.
Восп. : Сегодня мы с вами сочинили сказку, много играли и
Говорили о разных временах года, вспомнили, что
происходит в природе от весны до зимы. Научили Антошку
не путать времена года.
(Звонок)
Ребята, телефон звонит. Что делает телефон?
(Звонит. Воспитатель берет трубку)
Алло. Здравствуйте. Спасибо. Хорошо, обязательно.
До свидания.
Ребята, звонил Старик-годовик. Ему очень понравилась
наша сказка. Он попросил записать ее, и прочитать другим
детям в детском саду.
Примечание: картины нарисованы автором публикации.