Юдина Елена Витальевна
Конспект занятия по развитию речи «Вот зима, кругом бело!» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
-закрепить с детьми основные признаки зимы.
-упражнять в составлении рассказа по картинкам.
-упражнять в подборе эпитетов к словам.
-формировать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе,
-закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
-спряжение существительных в родительном падеже.
-развивать координацию движений с речью, мелкую моторику пальцев рук.
-закрепление звуков с,ш,з.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Вот зима, кругом бело!“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
-развивать память, речь, мышление, умение действовать самостоятельно в определённой ситуации.
Словарь:
Зайца, волка, белку, медведя.
Какой? -белый, прозрачный, мягкий, холодный…
Какая? -снежная, белая, морозная, вьюжная…
Какие? -разные, красивые, лёгкие, воздушные…
Пурга, вьюга, пороша, снегопад.
Подготовка к занятию :
Изготовление опорных схем на слова: снег, снежинки, зима; картинок для фланелеграфа (дикие животные, оформление зимнего леса, картинка- два снеговика на сравнение, аудио запись вьюги, диск с записью: «Уроки Тётушки Совы!»).
Занятие.
Дети играют в группе. Воспитатель берёт колокольчик и в него звонит.
(сигнал для детей-убрать игрушки и подойти к воспитателю).
Воспитатель:
-Колокольчик звенит, значит снова ждёт сюрприз!
Дети подходят к воспитателю.
Воспитатель:
-Ой, ребята, посмотрите! Кто это там прячется? (все идут к кукольному уголку и находят плюшевого медвежонка).
-Мишка! Что ты тут делаешь? Ведь зимой, все медведи спят!
Мишка: (говорит за него воспитатель)
-Да, я знаю, мама мне сказала, что зимой я должен спать! Но, мне так хочется посмотреть на зиму! Какая она? Ведь я её никогда не видел! Покажите мне зиму!
Воспитатель:
-Ну, что ребята! Покажем мишке зиму? Расскажем про неё, и он узнает, какая она-зима!
Дети:
-Да!
Воспитатель:
-Тогда, я предлагаю всем нам посмотреть мультфильм: «Что такое зима!»
Напомнит нам про неё,- Тётушка Сова! Присаживаемся все к экрану и смотрим! Конечно и мишка смотрит с нами! ( дети смотрят мультфильм из серии: «Уроки Тётушки Совы).
Воспитатель:
-Мультфильм закончился. Какое время года Вы видели на экране? Как догадались?
(дети отвечают на вопрос-называют приметы зимы).
Воспитатель берёт в руки схему на слово-зима.
-Вспомним: Зима какая?
(снежная, холодная, морозная, метельная)
Воспитатель берёт схему на слово снег.
-Снег какой?
(холодный, белый, пушистый, искристый)
Мишка:
-Ребята, а что такое снег?
Воспитатель:
-А вот, что такое снег, мы сейчас с ребятами тебе покажем!
(выносит ёмкость со снегом).
- Что это?
Дети:
-Снег!
Воспитатель:
-Верно! Потрогайте его, возьмите в руки, что Вы чувствуете?
(дети берут снег в руки и рассказывают о своих ощущениях).
Воспитатель:
-Замёрзли пальчики? Как Вы думаете почему? Скажите Мишке! (ответы).
-Верно, снег холодный, на улице холодно! Давайте согреем наши пальчики! Дуем и произносим х-х-х! Не согрелись? Разотрём ладошки вот-так!
(показ самомассаж).
-В руки шишки мы возьмём и ладошки разотрём!
-В руки пёрышки возьмём и ладошки разотрём!
(потирание ладошек сначала сильно, затем лёгкие поглаживания).
Воспитатель:
-Ну, вот, руки мы согрели! Снег из чего состоит?
Дети:
-Из снежинок!
Воспитатель показывает схему на слово-снежинка.
-Снежинки какие?
( ответы: пушистые, красивые, прозрачные).
Звучит лёгкая музыка.
Воспитатель:
-Раз, два, три, покружись, повертись, и в снежинку, превратись!
-Мы лёгкие снежинки, снежинки, мы пушинки!
(дети под музыку плавно кружатся, изображая снежинок).
Воспитатель:
-Раз, два, три, покружись, повертись, и в ребяток, превратись!
-Мы снова ребята! Вам вопрос: «На улице снег идёт тихо, как называется такая погода?»
Дети:
-Снегопад!
Воспитатель:
-Ветер дует, снег летит, как такая погода называется?
Дети:
-Пурга, метель, вьюга!
(звучит завывание вьюги).
Воспитатель:
-Ребята, присаживаемся на коврик, послушаем как звучит вьюга!
(дети вместе с воспитателем садятся на коврик и закрывают глаза).
Воспитатель:
-Звуки вьюги закончились, давайте попробуем их произвести вместе-проговариваем:
-Вьюга злобно воет-з-з-з-з-з-з- (руки вытягивают вперёд).
Стонет лес от вьюги-м-м-м-м (произносят громко).
Стонут все деревья.
Стонут ели, сосны-ш-ш-ш-ш-ш (громко).
Вьюга затихает (произносят звуки тихо).
Стало в лесу тихо, лишь ветерок подувает-с-с-с-с-с (тихо).
Воспитатель:
-Молодцы! Видишь, Мишка, вьюги мы не испугались! Присаживайтесь ребята на стульчики!
(дети садятся).
ФОТО.
Воспитатель:
-ребята, скажите, а что можно лепить из снега?
Дети:
-Снежную бабу, горку, снеговика!
Воспитатель:
-Верно! Я предлагаю Вам рассмотреть снеговиков, которых слепили и оставили на полянке. Вот они, а Мишка, поможет Вам!
Мишка:
-А, что я могу? Я снеговиков не видел!
Воспитатель:
-Мы вместе расскажем и покажем, чем похожи, и чем отличаются снеговики друг от друга! Называем отличия, а я выставляю на стенд снежинки!
( проходит игра: «Найди отличие!»)
Воспитатель:
-Молодцы! Назвали все отличия! Матвей, подойди и сосчитай, сколько отличий мы нашли?
(ребёнок считает).
Воспитатель:
-Сколько отличий?
Матвей:
-Всего 10 отличий!
Воспитатель:
-Почему, ты так считаешь?
Матвей:
-Снежинок 10, значит отличий мы нашли 10!
Воспитатель:
-Верно! А из чего лепят снеговика?
(ответы детей, приходим к выводу, что сначала лепят комочки, снежки).
Воспитатель:
-Вот комочки у меня,
Догоняйте их друзья!
( проходит игра: «Собери снежки!»
Воспитатель:
-Мы немного отдохнули! Мишка с нами поиграл! Ребята, а Вы ничего не слышите? Кто-то плачет! (оглядывается).
(на стене висит фланелеграф, с изображением леса, но нет признаков сезонности).
-Ой, смотрите-это зайка! Это зайка-побегайка! Плачет зайка, что же с ним?
Не знает он, где ему можно спрятаться в лесу! Как Вы думаете почему?
Дети:
-Ему негде спрятаться, нет снега!
Воспитатель:
-Верно! Нам полянку надо сделать снежной! (выкладываем сугробы и делаем зимней поляну).
-Вот зима, кругом бело! Теперь зайка не будет плакать! Ребята, каких зверей можно встретить зимой в лесу?
Дети:
-Волка, белку, лису!
(на фланелеграф выставляются картинки животных).
Воспитатель:
-А, медведя можно встретить?
Дети:
-Медведь спит зимой!
Воспитатель:
-Вот, Мишка, зимой, ты спать должен! Хотя можно встретить медведя, который называется-шатун! А, чтобы ты не забыл, что такое зима, ребята расскажут тебе рассказ о приметах зимы! Помогут нам картинки!
(дети с помощью воспитателя составляют рассказ о зиме).
Мишка:
-Как здорово! Я расскажу маме, о том, что такое зима! Спасибо Вам ребята, за такой рассказ! Хочу Вас угостить снежками, я лепил их сам!
Воспитатель:
-Что ты, Мишка, разве можно есть снег? Ребята почему нельзя его брать в рот?
Дети:
-Можно заболеть, будет болеть горло!
Мишка:
-А, что же мне делать? Я так старался!
Воспитатель:
-Не расстраивайся, Мишка, мы и тут тебе поможем!
(воспитатель берёт поднос, где уже лежит белый зефир).
-Эники-беники ух! Дуем все!
(дети дуют и видят угощение).
Воспитатель:
-Вот, Мишка, и «снежки» твои, они вкусные и сладкие! Спасибо тебе!
Мишка:
-Мне очень у Вас понравилось! До свидание! К маме мне пора!
Воспитатель:
-Ребята, Мишка ушёл, а я предлагаю сесть на стульчики и попробовать угощение! Приятного аппетита!