Анжелика Хаметова
Конспект занятия по развитию речи «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о смене времен года, их характерных признаках. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Совершенствование грамматического строя речи (различение и употребление простых предлогов).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, речевого дыхания и силы голоса, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания, нравственно-эстетических чувств к природе.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Совершенствование грамматического строя речи (различение и употребление простых предлогов).]
Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними.
Логопед. Сейчас я загадаю вам загадку. Слушайте внимательно.
«Посмотрите, что за чудо,
Все кругом белым-бело.
Крыши, улицы, деревья,
Все дорожки замело.
Лед сковал озера, реки,
Во дворе метет метель.
От мороза стынет птица,
Веселиться птице лень.
Солнце светит,но не греет.
Дни короче, ночь длинней.
Что за время года, дети?
Подскажите мне скорей?» (зима)
2. Игра «Что перепутал художник?» [Развитие диалогической речи, зрительного внимания. ]
Логопед показывает сюжетную картину.
Логопед. Посмотрите внимательно на картину и подумайте, что на ней нарисовано неправильно. Чего не бывает зимой?
1-й ребенок. Не ходят в купальнике.
2-й ребенок. Не загорают.
3-й ребенок. Нет зеленых листьев на деревьях.
4-й ребенок. Не цветут цветы.
Логопед. Хорошо. А что правильно нарисовал художник?
1-й ребенок. Кругом лежит снег.
2-й ребенок. Прилетели снегири.
3-й ребенок. Деревья голые.
4-йребенок. Дети катаются на санках.
Логопед. Очень хорошо рассказали. Похлопайте себе.
3. Игра «Подними мишку». [Развитие фонематического но» приятия, фонематического слуха, умения выделять звук [о] из начала слова. ]
Логопед показывает предметные картинки.
Логопед. Рассмотрите картинки и назовите их.
Дети. Утка, аист, ослик, обруч, астра, улей.
Логопед раздает всем по маленькому мишке.
Логопед. Теперь я буду показывать и называть картинки, а вы будете поднимать мишек, если услышите звук [о].
Логопед произносит слова медленно, немного растягивая первый гласный в словах. Дети, услышав звук [о], поднимают мишек над головой. После выполнения задания логопед убирает картинки и мишек и приглашает детей на коврик.
4. Игра «Вьюга». [Развитие речевого дыхания, силы голоса].
Логопед. Сейчас я загадаю вам загадку, и вы легко отгадаете ее.
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Дети. Вьюга.
Логопед. Молодцы! Давайте попробуем изобразить вьюгу. Вытяните губы трубочкой и спойте протяжно: у-у-у-у. Дети. У-у-у-у!
Логопед. А теперь я буду показывать рукой, громче или тише завывает вьюга. Если рука поднимается, то вьюга воет все громче. Если рука опускается, вьюга воет все тише. Упражнение проводится 3 раза.
5. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять». [Развитие тонкой моторики. ]
Логопед предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному, начиная с больших, одновременно на обеих руках.
Мы во двор пошли гулять. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат хлебушек» всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.
А еще в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.
Все в снегу домой пришли, Отряхивают ладошки.
Съели суп, и спать легли. Движения воображаемой ложкой;руки под щеку.
6. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. ]
Логопед предлагает детям выполнить перед зеркалом несколько упражнений артикуляционной гимнастики всем вместе. Например, выполняются упражнения «Улыбка-трубочка» и «Лопатка-иголочка». Логопед может уже не напоминать, как выполняется каждое упражнение, а просто показывать соответствующую игрушку или картинку. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну. Затем педагог предлагает каждому из детей выполнить разные упражнения. Дети выполняют упражнения и оценивают работу друг друга.
7. Игра «Разноцветные круги». [Закрепление знания и различения признаков осени и зимы, умения составлять предложения по картинкам. ]
Логопед. Сегодня я приготовила для вас игру «Разноцветные круги». Какие круги лежат на столе?
Дети. Белый и желтый.
Логопед. Какое время года нарисовано на белом круге?
Дети. Зима.
Логопед. А на желтом?
Дети. Осень.
Логопед. Тот кто назовет слова, которые относятся к признакам зимы – прикрепят картинки к белому кругу, а к желтому, те дети, которые назовут слова с признаками осени.
Дети выполняют задание.
1-й ребенок. Снегирь.
2-й ребенок. Снеговик.
3-й ребенок. Снежинки.
4-й ребенок. Дед Мороз.
Логопед. Какие признаки на желтом круге?
1-й ребенок. Красный листик.
2-й ребенок. Туча и дождик.
3-й ребенок. Овощи.
4-й ребенок. Грибы.
Логопед убирает желтый круг.
Логопед. Давайте расскажем поподробнее о зиме по картинкам. Какие птицы прилетели к нам зимой? Начните ответ со слова «зимой».
1-й ребенок. Зимой прилетели снегири.
Логопед. Кого слепили дети? Начните ответ со слова «дети».
2-й ребенок. Дети слепили снеговика.
Логопед. Что падает с неба? Начните ответ со слов «с неба.»
3-й ребенок. С неба падают снежинки.
Логопед. Кто придет к детям? Начните так: «К детям.»
4-й ребенок. К детям придет Дед Мороз.
Логопед. Отлично справились с заданием. Похлопайте себе.
8. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ] Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли на занятии, и оценить работу друг друга.