Софья Сайкова
НОД по развитию плавной речи у детей с заиканием старшей возрастной группы «Путешествие в Цветочный город»
▼ Скачать
Представляю вашему вниманию НОД с элементами координации речи и движения
по развитию плавной речи у детей с заиканием старшей возрастной группы «Путешествие в Цветочный город»
Задачи:
- закреплять навыки плавной речи при составлении предложений, вопросов, коллективного рассказа;
- закреплять знания о профессиях, учить называть различные профессии, инструменты, место работы, профессиональные действия;
Публикация «НОД по развитию плавной речи у детей с заиканием старшей возрастной группы „Путешествие в Цветочный город“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Развитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
- учить составлять коллективный рассказ об изготовлении скворечника с опорой на план – последовательность предметных картинок (инструментов);
- закреплять знания об изменениях в природе, происходящих весной;
- расширять словарь прилагательных, учить подбирать определение к заданному слову;
- развивать координацию и ритмизацию речи и движения, общую и мелкую моторику рук;
- развивать физиологическое дыхание;
- воспитывать умения действовать в коллективе, быть внимательным к словам и действиям других детей.
Материалы: предметные картинки «Малыши» (Знайка, Цветик, Гусля, Доктор Пилюлькин, Винтик и Шпунтик, Тюбик, разрезные картинки «Малыши», инструменты Малышей и именные чемоданчики для них, корзина для воздушного шара, воздушный шар, тактильные мешочки, массажные палочки, серия картинок «Весенние месяцы», серия схематичных картинок «Приметы весенних месяцев», разноцветные камешки, коробочки с бирками для словарной работы, заготовки «Забор», восковые мелки, кисти и краски, баночки с водой, серия картинок «Инструменты для скворечника», игра «Цветные домики», картинки «Профессии» (повар, садовник, водитель, портной, фонограмма «В траве сидел кузнечик», предметные картинки «Музыкальные инструменты», разрезная карта для поиска сюрприза, шкатулка с семенами растений.
Ход НОД:
1. Создание мотивации «Приглашение детей в путешествие по Цветочному городу на поиски сокровищ»
Дети (под музыку) входят в группу.
Логопед: «Ребята, сегодня в группе у нас много гостей, давайте с ними поздороваемся. А теперь повернитесь ко мне. Посмотрите, какой сегодня необыкновенный день, какая прекрасная (загадочная) погода. А какое сейчас время года? Ребята, а вы верите в чудеса? Сегодня я шла в детский сад и нашла карту сокровищ Цветочного города. Но здесь не хватает частей. Хотите отправится на поиски сокровищ?»
Дети: «Да»
Логопед: «Вспомните, на чем путешествовал Незнайка и его друзья?»
Дети: «На воздушном шаре».
2. Адаптированная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
Логопед: «Давайте надуем воздушный шар. Встаньте в круг. Начинаем надувать шар».
(Дети встают в круг и выполняют адаптированную дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой (8 циклов по 8 вдохов) под руководством логопеда: упражнения «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Обнимаем плечи»).
3. Упражнение на дыхание, развитие силы голоса «Пропевание гласных»
Логопед: «Ну вот, теперь мы можем лететь. Давайте начнем обратный отсчет: 5-4-3-2-1- ПОЛЕТЕЛИ. А ветер нам поможет. Будем пропевать гласные звуки с изменением громкости голоса. Чем дальше ладошки, тем тише голос, чем ближе ладошки, тем голос громче. Будьте внимательны».
(Дети выполняют голосовые упражнения под руководством логопеда (пение гласных звуков с изменением громкости голоса).
4. Игра на развитие координации и ритмизации речи и движения «Передай»
Логопед: «Ну вот, ветер утих, и мы летим спокойно. Теперь мы можем поиграть в нашу любимую игру с песочными мешочками».
(Игра «Предай». У детей 6 мешочков с разными наполнителями. Дети ритмично говорят слово «Передай» и передают друг другу мешочки (на слоги «пере» перекладывают мешочек из левой руки в правую, на слог «дай» перекладывают в руку соседа). Логопед словами «влево» и «вправо» задает направление движения, а также ускоряет темп. В конце упражнения дети складывают мешочки в корзину.)
Логопед (прикладывает ладонь к глазам): «Стоп игра. Вижу на горизонте Цветочный город. Сложите мешочки в корзину. Начинаем снижение. Вот мы и приземлились. А нас уже встречает Цветик. Проходите к его домику».
5. Игра «Подбери признак к объекту»
Логопед: «Цветик просит нас помочь ему. Он решил написать стихотворение о весне, но забыл все слова. Давайте вспомним, какими бывают объекты и явления природы весной, а чтобы он снова не забыл слова, превратим их в камушки и сложим в специальные коробочки».
- Какое весной солнце? Какая весной трава? Какой весной ветер?
(Дети подбирают прилагательные к словам солнце, ветерок, трава, одновременно перекладывая разноцветные камушки из общей коробочки в отдельные коробочки с бирками и пытаясь их наполнить).
Логопед: «Цветик благодарит нас за помощь, теперь он сможет сочинить стихотворение о весне и дает нам первую часть карты. А нас уже ждут в гости Винтик и Шпунтик. Проходите за мной».
6. Составление коллективного рассказа «Делаем скворечники»
Логопед: «Ребята, Винтику и Шпунтику поручили сделать скворечники для скворцов. Возьмите в руки инструменты, которые им понадобятся. Что ты взял? Назови свой инструмент. Какой инструмент у тебя в руках? А у тебя?
Вспомните, как делается скворечник. А теперь подумайте, в какой последовательности вам понадобятся инструменты. Встаньте в этой последовательности».
(Дети встают в нужной последовательности: рулетка, пила, молоток, напильник, дрель, кисть. В случае необходимости используется схема-подсказка).
Логопед: «Скворечник будем делать из досок. Что ты будешь сначала делать рулеткой? Что затем ты будешь делать пилой? и т. д.».
(Дети составляют коллективный рассказ об изготовлении скворечника).
Логопед: «Молодцы. Винтик и Шпунтик благодарят нас за помощь и дают еще одну часть карты».
7. Имитационное упражнение «Игра на инструментах»
Логопед: «А кто же живет напротив домика Винтика и Шпунтика?»
Дети: «Гусля».
Логопед: Давайте подойдем ближе к его домику. «Гусля предлагает нам вместе сыграть любимую песню малышей и малышек. А вы знаете, что это за песня? Правильно, «В траве сидел кузнечик». Только откуда же нам взять инструменты?»
Дети: «Мы можем изобразить инструменты».
Логопед: «Любимые инструменты Гусли – пианино, барабан и труба. Как мы изобразим игру на пианино? А на барабане? А на трубе? Я буду показывать инструмент, а вы будете изображать звук, который этот инструмент издает. Готовы? Начинаем!»
(Звучит фонограмма «В траве сидел кузнечик», а дети пропевают ритм с помощью звуков (логопед дирижирует).
Логопед: «Ребята, вы молодцы. Замечательно сыграли эту музыку. И Гусля дарит нам еще один кусочек карты. А теперь отправляемся к домику Знайки».
8. Упражнение «Назови признаки весны»
Логопед: «Знайка вел наблюдения за весной, но однажды весенний ветер ворвался в окно и разбросал все его записи. Помогите найти приметы весны».
(Дети находят среди картинок о временах года только картинки с приметами весны).
Логопед: «Давайте расскажем о наблюдениях Знайки. Свое предложение начинайте со слова «Весной…»
Логопед: «Знайка благодарит нас за помощь и дарит нам еще одну часть карты. А сосед Знайки – Тюбик. Давайте посмотрим, какую помощь мы можем оказать ему. Проходите в домик Тюбика».
9. Упражнение «Красим забор»
Логопед: «Ребята, Тюбику поручили покрасить забор в Цветочном городе. Поможем ему?»
Дети: «Поможем».
Логопед: «Возьмите кисти, а чтобы нам было веселее прочитаем стихотворение».
Я – маляр, шагаю к вам
С кистью и ведром.
Идут по кругу, левая рука на поясе, правая рука согнута в локте и держит кисть. Ритмичные движения правой рукой вверх-вниз.
Свежей краской буду сам
Красить новый дом.
Ритмичные приседания на месте.
Крашу, крашу я забор,
Пляшет кисть моя…
Выполняют ритмичные движения малярной кистью вверх-вниз, имитирующие покраску забора.
У меня и нос теперь
Белым стал, друзья.
Ритмичные наклоны корпуса в стороны, руки на поясе.
(Логопед задает ритм покраски забора, а дети выполняют действия и одновременно проговаривают стихи.)
Логопед: «Какой красивый забор у нас получился. Тюбик дарит нам еще один кусочек карты, а мы отправляемся дальше к домику Пилюлькина».
10. Игра «Кто в домике живет»
Логопед: «Пилюлькин говорит, что на его улице живут люди разных профессий: повар, продавец, капитан, парикмахер. Попробуйте догадаться, кто в каком домике живет. Для этого вы можете задавать вопросы о профессии людей, но нельзя называть саму профессию».
(Дети задают вопросы: «В красном домике живет тот, кто сажает цветы?», «В красном домике живет тот, кто работает в ателье?» и т. д., а водящий отвечает на вопросы словами «да» или «нет». Игра продолжается пока не откроются все домики.)
Логопед: «Ну что ж, и с этим заданием вы отлично справились. Доктор Пилюлькин отдает нам последний кусочек карты. Давайте соберем ее».
(Дети на столе собирают карту.)
11. Работа с картой «Ищем сокровища»
Логопед: «Посмотрите внимательно на карту. Вы догадались, где спрятаны сокровища? Давайте тихо пройдем и узнаем, что это».
(Дети находят сокровища.)
12. Итог НОД
Логопед: «Что это?»
Дети: «Семена»
Логопед: «Правильно. Семена - главное сокровище Цветочного города. Мы возьмем семена с собой, посадим в детском саду и вырастим такие же красивые цветы, как в Цветочном городе. А нам пора возвращаться в детский сад. Становитесь в круг. Надуем шарик. А теперь закрывайте глазки. (звучит приятная музыка) Легкий ветерок несет наш шар высоко в небо, в воздухе пахнет весной… Открывайте глазки. Вот мы и в группе. Понравилось вам наше путешествие? Давайте скажем нашим гостям «До свидания».