Елена Новикова
НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности
Цели:
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепить представления детей о зиме и её приметах.
2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов от слова «снег»).
3. Закрепить умения детей подбирать противоположные по смыслу слова.
Коррекционно-развивающие :
1. Развивать длительный, плавный выдох.
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности „Признаки зимы“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
2. Развивать диалогическую речь, зрительное внимание, мышление, творческое воображение, тонкую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал:
Демонстрационный: магнитная доска, 2 прозрачные ёмкости со снегом и льдом, 2 салфетки; изображение снежинки, снеговика, снегурочки и снегиря; изображение водопада, листопада, камнепада, звездопада и снегопада; аудиозапись из альбома Чайковского «Времена года. Зима». Раздаточный: снежинки на ниточках по количеству детей, детали снегурочки, изображение зимних явлений из серии «Когда это бывает» по количеству детей, деревянные палочки-лыжи по количеству детей, набор счётных палочек.
Методы и приё мы:
Словесный: вопросы к детям, использование художественного слова, напоминание, уточнение, диалог, беседа.
Наглядный: картинный материал с изображением различных явлений природы.
Практический: самостоятельная деятельность детей.
Игровой: игры-упражнения, дидактические игры.
Метод контроля: анализ деятельности, самоанализ детей.
Используемая литература:
1. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей и логопедической группах детского сада для детей с ОНР».
2. Е. В. Косинова «Пальчиковая гимнастика».
Ход:
I.Орг. момент (звучит аудиозапись из альбома Чайковского «Времена года. Зима»).
1. Логопед предлагает детям определить по запаху, что находится в 2-х ёмкостях (определить не удаётся, приходят к выводу, что эти предметы не имеют запаха (интеграция с образовательной областью «познавательное развитие»).
2. Определите, какие это предметы на ощупь и по форме? (в 1 блюдце-холодный, мягкий, рыхлый, мокрый; во 2-холодный, мокрый, скользкий, крепкий). Дети высказывают предположения, о том, что это могут быть снег и лёд (сосулька). Для какого времени года характерны эти явления (для зимы).
-Итак, сегодня мы продолжаем разговор о зиме и её явлениях.
II. Основная часть:
3. Упражнение «Сравни и расскажи!» Цель: закрепить умения детей подбирать противоположные по смыслу слова.
-снег мягкий, а лёд-…твёрдый,
-снег пушистый, а лёд-…гладкий,
-снег белый, а лёд-…прозрачный.
- Что тает быстрее, снег или лёд? Я предлагаю вам провести опыт и в конце нашей деятельности проверить это (поместить в 2-х стаканах снег и лёд).(интеграция с областью познания).
4. На магнитную доску выставляются картинки с изображением: снежинки, снеговика, снегурочки, снегиря.
-Чем похожи все эти предметы (все эти явления бывают зимой). Какое общее слово объединяет их? От какого слова они образованы? (Эти слова образованы от слова СНЕГ).
А сейчас, я бы хотела вас познакомить с ещё одним словом, которое тоже образовано от слова «снег».
- Когда с вершины горы бежит (падает) вода, то, как это явление называется? -Водопад.
-Когда падают камни с гор? –Камнепад.
-Когда опадают листья с деревьев, то это явление называется- листопад.
-А когда идёт снег?- Снегопад! Отлично! Вам самим удалось образовать это слово!
5. Дахательная гимнастика «Снегопад». Цель-развитие целенаправленной воздушной струи). Логопед предлагает детям пустить длительную воздушную струю на снежинки лежащие у них на ладони и закружиться в снежном хороводе (звучит аудиозапись).
Снежинки опустились и превратились в снежную девочку. Что же это за девочка?
6. Д/и «Оживи Снегурочку». Цель: развитие зрительного внимания, воображения и мелкой моторики (из имеющихся частей дети выкладывают Снегурочку). Какая у вас получилась Снегурочка? (красивая, снежная, милая)
7. Игра «Когда это бывает?» Цель: развитие зрительного внимания.
Дети рассматривают рисунок незадачливого художника и определяют, прав ли художник, изобразив зимние явления (лепят снеговика, загорают на берегу замёрзшей реки, катаются на лыжах, катаются на велосипеде, играют в волейбол и т. д.) А во что ещё можно играть в зимний период? (играть в снежки, строить снежный городок, кататься на сноуборде). Я предлагаю вам прокатиться на лыжах!
8. Пальчиковая гимнастика (использовать деревянные палочки для мороженного) :
«Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро на лыжах до леса дошли.
Время к обеду, весь лес обошли,
Быстро на лыжах домой мы пришли!»
(дети выполняют соответственные движения пальцами рук)
9. Игра «Художник-невидимка». Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения.
Логопед читает стихотворение:
«Художник-невидимка по городу идё т:
Всем щёки нарумянит, всех за нос ущипнёт.
А ночью он, пока ты спал,
Пришёл с волшебной кистью,
И на окне нарисовал сверкающие листья!»
Логопед предлагает детям превратиться в таких художников и выложить из счётных палочек снежный узор или снежинку (звучит музыкальное сопровождение).
III. Заключительная часть:
10. А сейчас подошло время закончить наш опыт и определить, что же тает быстрее, снег или лёд? Во что превратились лёд и снег? Почему они растаяли (дети рассматривают ёмкости и приходят к различным выводам и заключениям).Логопед предлагает детям вспомнить и перечислить, чем они сегодня занимались, о чём говорили и какие навыки им в этом пригодились.