Светлана Казьмина
Родительское собрание в форме деловой игры «Семейные традиции как основа патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание группы №5 в форме деловой игры «Семейные традиции, как основа патриотического воспитания».
План собрания:
1. Вводная часть. Вступительное слово воспитателя.
Игра для снятия эмоционального напряжения и сплочение коллектива «Парашют» Игроки берутся руками за парашют, оставаясь в круге. Сверху кладете маленькие цветные шарики. Участники вместе с помощью движения парашюта должны сбросить их в середину, где они должны выпасть.
Игра «Успей поймать» Круг, у каждого игрока в руках гимнастическая палка по сигналу участнику отпускают свою палку, но при том ловят палку соседа. Задача игроков сохранить все палки.
2. Основная часть «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка»
Практическая часть «Деловая игра».
Чтение стихотворения Т. Бульковской «Что может быть семьи дороже» - читает родительница Гончарова И.
Что такое дом? Игровое задание из набора букв сложить ассоциацию к слову «дом» и выложить на мольберт.
Игровой метод «Синквейн», составить свое определение, что такое семья.
Игра «Закончи предложение» - продолжить пословицу.
Из букв на мольберте - сложить слово, что-то особенное, присущее только вашей семье. Т Р А Д И Ц И Я
Копилка семейных традиций. Родители рассказывают о своих семейных традициях:
а) Просмотр видеоролика «Семейные традиции» семьи Голубятниковой Марины - мама Остапенко М. А. (Видеоролик)
б) Игра с мячом (мяч передается по кругу, каждому родителю и участники обмениваются своими семейными традициями)
в) Просмотр видеоролика «Традиции детского сада «Умка»»
«Семейная викторина» - вопрос и ответ
Игра «Ромашка» - педагогическая ситуация в форме дискуссии (Родители по очереди отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждают ответ).
Мини-музей семьи Голубятниковой Марины «Мои семейные традиции» (Показ мамы Остапенко О. А.)
3. Заключительная часть
Традиции группы (назначить дату посещения театра)
Семейные традиции нужны …. (родители подводят итоги читая заключения на листочках и высказывают свое мнение)
Чтение притчи «Всё в твоих руках, человек!»
РАЗНОЕ
Составление плана «День добрых дел»
Проведение Нового года в группе (костюмы, атрибуты, подарки, поделки, стихи, фото и видео, оформление).
«Семейные традиции, как основа патриотического воспитания».
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
(Л. Н. Толстой)
Участники: Воспитатели группы №5, родители воспитанников.
Цель собрания: содействие сплочению коллектива родителей, способствовать тому, чтобы в семьях соблюдались традиции.
Задачи:
1. Способствовать развитию и соблюдению семейных традиций, и появлению
новых;
2. Обмен опытом семейного воспитания и традиций между родителями;
3. Повышение педагогической культуры родителей;
4. Создать доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами
и родителями.
Примерное время: 60 минут.
Предварительная работа:
1. Оформить приглашение на собрание.
2. Предложить родителям подготовить мини-доклады о своих семейных традициях, создать общий альбом с символами своей семьи.
3. Подготовить видеоролики.
4. Подготовить столы для проведения собрания, разложить на них все
необходимое для участия родителей в его работе.
5. Подобрать музыку для проведения конкурсов.
Оборудование
Магнитофон, музыкальные произведения, видеоролики, карточки задания по теме «Дом», «Семья», набор букв (традиция, цветок-ромашка с заданиями, памятка «Основные семейные традиции», 4 мольберта, маркеры, мяч, полотно парашют, гимнастические палки.
I.Вводная часть
В зал входят родители и встают полукругом на отведенные места. Звучит тихая, спокойная музыка. Зал оформлен агитационными плакатами, фотографиями и рисунками на тему: «Семейные традиции»; «Семейные ценности»; «Дружная семья».
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы очень рады видеть вас на нашем собрании, которое посвящено семье и семейным традициям. Для ребенка, да и для каждого из нас, дом – самое дорогое и светлое место на земле, сколько бы лет нам ни было, где бы мы ни были, наше сердце всегда будет тянуться к родному дому.
Сегодня ждет нас игра,
Любит это занятие детвора.
Но на собрании дети наши не играют,
А родителям место уступают.
Игра на сплочение «Парашют» Игроки берутся руками за парашют, оставаясь в круге. Сверху кладете маленькие цветные шарики. Участники должны сбросить их в середину парашюта, где они должны выпасть, встряхнув парашют.
Воспитатель: Почему же дом для нас является самым дорогим местом на земле? Что же так притягивает нас к родному дому? Наверное, тепло, уют, любовь и нежность, а также тихие семейные вечера, семейные праздники и традиции. Каждому человеку необходимо, чтобы рядом с ним были близкие, родные, любимые люди. Именно семья делает нас счастливыми, но, к сожалению, мы не всегда это осознаем.
II.Основная часть
Воспитатель:
О семье и её значении хорошо сказано в стихотворении Татьяны
Бульковской «Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец.
Родители - во всём мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!
Воспитатель: А вот с чего начинается семья? Для ребенка, да и для взрослого, дом – самое дорогое и светлое на земле, сколько бы лет нам не было, где бы мы не были, наше сердце всегда будет тянуться к родному дому.
Игра «Дом»
Родителям раздаются листики с набором букв, они должны составить слово из букв, найти, прочитать и выставить на мольберт.
- А как, по вашему мнению, что такое семья? Ответом на этот вопрос будет
наше первое игровое задание. И сейчас мы с вами, с помощью игрового метода «Синквейн», составим свое определение, что такое семья.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка –Кто, что? (одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.)
2 строка – Какой? (два прилагательных, выражающих главную мысль)
3 строка – Что делает? (три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка –Что автор думает о теме? (фраза из четырёх слов, несущая определенный смысл.
5 строка –Кто, что? (заключение в форме одного существительного (ассоциация с первым словом).
Задание 1 «Синквейн»
1. Что? Семья
2. Какая? Дружная, счастливая.
3. Что делает? Читаем вместе сказки, играем, печем пирог.
Предложение. Взрослые заботятся о детях.
5. Ассоциация Родители.
1. Что? Семья
2. Какая? Счастливая, лучшая.
3. Что делает? Папа ремонтирует, мама готовит, обедаем.
4. Предложение. Играем с папой в домино.
5. Ассоциация Хорошо вместе.
(Звучит музыка спокойная, родители обсуждают, записывают на листах бумаги) Родители читают свои определения и совместное обсуждение.
Воспитатель:
С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека
до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их
вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.
Задание 2 «Закончи предложение»
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).
2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
3. В семье разлад, так и дому … (не рад).
4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
6. Семья – ключ к … (счастью).
Воспитатель: Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Педагоги и специалисты детского сада являются помощниками семьи в воспитании ребенка.
Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Если 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год с детьми наряжаете елку, а 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа – ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.
Наряду с традиционными событиями, праздниками, которые отмечает вся страна, у каждой семьи есть свои собственные.
Задание № 3 (Из букв на карточках - сложите слово, что-то особенное, присущее только вашей семье Т Р А Д И Ц И Я)
(слайд 4) Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С. И. Ожегова).
Воспитатель: Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Какие традиции живут в вашем доме? Давайте поделимся секретами семейного счастья.
Копилка семейных традиций
Задание 4 Родители рассказывают о своих семейных традициях:
1. Просмотр видеоролика «Семейные традиции» семьи Голубятниковой Марины - мама Остапенко М. А. (Видеоролик)
2. Традиция «Семейный альбом. Семьи Белкина Ивана» - мама Белкин А. Л. 3. Традиция - Совместные походы.
4. Традиция - Совместное чтение.
5. Традиция - Семейное посещение театров, музеев, выставок.
6. Традиция - Коллекционирование.
7. Традиция - изготовление подарков.
Воспитатель: Традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зёрна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, и сделать их достоянием подрастающего поколения.
Создайте семейную традицию уже сегодня, и кто знает, быть может, через несколько десятилетий ваши дети станут рассказывать о теплых воспоминаниях своего детства, а традиция будет передаваться из поколения в поколение.
Семейные традиции дают ребенку чувство уверенности в окружающем
его мире и защищенности.
настраивают ребенка на оптимизм и позитивное восприятие жизни.
создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш
когда-нибудь будет рассказывать своим детям
позволяют ребенку ощущать стабильность жизненного уклада
Задание 5 «Семейная викторина» (слайд 9)
Воспитатель: В некоторых семьях есть традиция: по вечерам с ребенком мама или папа ведут задушевные беседы, садятся рядышком и рассказывают друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах.
Вот и мы сейчас с вами побеседуем:
1. Скажите по латыни «семья». (Фамилия.)
2. А теперь скажите «семья» по-итальянски. (Мафия.)
3. Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей
считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась
покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь,
какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.)
4. Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и
ссоры? (Выносить сор из избы.)
5. По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их
мать. Назовите имя матери и значение этого имени. (Софья, то есть Мудрость.)
6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое,
неблаговидное поведение от отца или матери?
(«Яблоко от яблони недалеко падает».)
7. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет
идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею
единства»? (О матрёшке.)
8. Какой цветок на Руси считается символом семьи? (ромашка)
9. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.
(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
10. Родительский инструктаж одним словом – это. (Наказ.)
Воспитатель: Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными. А единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Задание 6 «Дискуссия»
Воспитатель: У меня в руках цветок – ромашка, на каждом лепестке которого вопрос для
обсуждения.
(Родители по очереди отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе
обсуждают ответ).
Вопросы на лепестках ромашки
1. Помогают ли праздники в воспитании у ребенка положительных черт
характера?
2. Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, а в каких нет?
3. Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.
4. Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
5. Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните
ребенку?
6. Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода
гостей?
7. Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он
поступит?
Воспитатель: Детский сад - это вторая семья для наших детей, ведь, как у
каждой семьи у нас тоже есть свои традиции и сейчас мы вам покажем и
расскажем о них (видеоролик)
Воспитатель: У семьи Голубятниковой Марины дома, целый музей экспонатов с которыми они с нами хотят поделиться, и мы сделали мини-музей, где есть: коллекция открыток советского времени, коллекция марок, коллекция новогодних игрушек советского времени, коллекция игрушек привезенных из других стран, коллекция игрушек, фотоаппарат «Зенит»… .
III.Заключительная часть
Давайте вместе подведем итоги нашего занятия. Расскажите, что нового вы узнали на и что вам понравилось.
Воспитатель:
Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них
та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою
семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу
жизнь и детство ваших детей намного богаче.
Чтение притчи.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец на него не смог ответить.
И он пошёл на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках, человек!»
ВЫВОД: Эти простые истины помогут вам приобщить детей к русским традициям, уважению к предкам. От нас, зависит какими вырастут наши дети.
Памятка для родителей
1. Если вы хотите вырастить достойного человека не говорите плохого о стране, в котором живете.
2. Рассказывайте ребенку об испытаниях, которые выпали на долю ваших предков, защищая свою родину.
3. Знакомьте своего ребенка с историческими и памятными местами своей малой Родины.
4. Посещайте музеи, выставки, и культурные заведения.
5. Оцените каждые позитивные моменты жизни своего ребенка.
6. Смотрите вместе кинофильмы о героях, прославивших нашу страну.
7. Праздничные вечера, шествие по парадной площади на праздничный салют – все это запечатлеется на всю жизнь, вызывает у детей дошкольного возраста особые, светлые чувства.