Гульнара Мирманова
Конспект занятия «Откуда хлеб пришел?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по «Познанию»
Тема: «Откуда хлеб пришел»
Цель: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину.
Программное содержание: донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Публикация «Конспект занятия „Откуда хлеб пришел?“» размещена в разделах
Оборудование: колосья пшеницы и ржи, мука, хлеб черный и белый, мучные изделия; иллюстрации с изображением пахаря, сеятеля, процессы жатвы и молотьбы в старину; пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4 – 5 лет, цветные карандаши.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Накануне читаю детям сказку «Колосок».
- С чего начинается сказка? (Петушок нашел колосок.) А где же колосок вырос? Кто его посадил?
Дети в затруднении. (об этом в сказке не говорится.)
II. Основная часть.
- А дело было так. В те времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но в лесу хлеб не вырастишь! И вот по весне начинали стучать в лесу топоры. Зачем?
- Как вы думаете, что делали со срубленными деревьями? Большие, мощные деревья шли на строительство, остальные – на дрова.
- Что оставалось на месте деревьев? (Пни.)
Начиналась самая трудная работа – выкорчевывание пней. И вот на этом месте уже не лес, а … (поле). Теперь его надо вспахать. Лошадь запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем таких, как я,
Будет целая семья. (Семя.)
- О чем эта загадка? (о семени.)
Можно сеять. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Вот идет сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо. Давайте представим себе, что мы сеятели. (Дети изображают эти действия.)
- Как вы думаете, какая должна быть погода в день сева? (Безветренная.)
- Почему? Что необходимо для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру.)
Вот и надеялись люди на хорошую погоду и пели песенки.
Дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Физминутка.
- Представьте, что вы зернышко (дети сворачиваются в клубочек на полу). Солнце пригрело, дождик прошел, и на поле появились первые всходы (сжатые ладони потянулись вверх). И вот уже два листика тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты).
И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это было так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Вот тут-то и мог потеряться колосок, который нашел Петушок.
Работа с пособием
«Расскажи сказку»
Накануне вспоминаем с детьми сказку «Колосок».
- Посмотрите на картинки. Помните, что Петушок сделал с колоском дальше? (Обмолотил.) Взял цепу (это деревянная палка, подвешенная к деревянной ручке). Ею Петушок бил по колоску, и зерна из него высыпались, зерно сгребал в кучку и просеивал. Ведь в нем – частички колоска и другой мусор. Дела он это так: подбрасывал зерно кверху, ветер весь мусор сдувал (можно показать это детям, используя зерно и частички колосьев).
- Куда отнес Петушок очищенное зерно? (на мельницу.) Как из него смололи муку? (Рассмотрите муку.) Что было потом? (Петушок замесил тесто, сделал пирог, поставил его в печь.) Помните, чем закончилась сказка? (Петушок не пустил мышат за стол.)
- Почему? Потому что «кто не работает, тот не ест». А Петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какой замечательный пирог на столе! Не зря в народе говорят: «Не трудиться – хлеба не добиться». И еще говорят: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».
Опыт.
- Сегодня мы тоже испечем баранки, бублики, блины, пирожки.
Насыпаю в миску муку, соль. Наливаю воду и на глазах детей замешиваю тесто. Каждый получает кусочек теста и лепит колобок, крендель и т. п.
Работа с пособием
«Обведи те машины, которые помогают людям выращивать хлеб»
- Какие машинки нарисованы на картинке? Для чего нужен трактор, комбайн… Как вы думаете, поможет ли людям самосвал выращивать хлеб?
«Чего ждут колосья? Нарисуй.»
- Какая погода на картинке? Почему? Почему поникли колоски? Чего больше всего хочется в жару? Нарисуй тучку, которая закроет солнце и принесет дождь.
III. Заключительная часть.
Работа с пособием
«Расскажи, что было раньше, что – потом».
Рассматриваем с детьми картинки, прошу назвать то, что на них показано, и рассказать, как делают хлеб.
- Вы видите, как много труда туда нужно приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!
Список литературы:
А. А. Вахрушева, Е. Е. Кочемасова "Здравствуй, мир!" 3ч.