София Пенюгалова
Конспект совместной деятельности с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности с детьми 5–6 лет
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о некоторых особенностях выращивания хлеба, сравнить с тем, как это делалось в старину, познакомить с различными профессиями людей, связанных с выращиванием и приготовлением хлеба; закрепить названия орудий труда в прошлом и современную технику, закрепить названия профессий.
Развивающие: развивать интерес к истории нашей страны, к профессиям, повторить пословицы и поговорки о хлебе, упражнять в подборе родственных слов.
Публикация «Конспект совместной деятельности с детьми 5–6 лет „Откуда хлеб пришел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитательные: воспитывать уважение к труду, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материал: иллюстрации с изображением весенних и уборочных работ (в старину и современные, атрибуты для сказки " Колосок", хлеб, мука, зерно, колоски.
Предварительная работа: чтение украинской сказки " Колосок", рассказа М. Глинской "Хлеб", рассматривание иллюстраций где изображены старинные орудия труда, современная техника, (просмотр презентации, иллюстрации с изображением полевых работ, рассматривание репродукций картин "Рожь", "Полдень" И. Шишкина, рассматривание хлебных злаков (гербарий, иллюстрации, рассматривание хлебобулочных изделий, экскурсия на кухню в день выпечки булочек, лепка из соленого теста, знакомство с пословицами о хлебе, разгадывание загадок, д/и "Что сначала, что потом", "Назови признак", "Назови похожие слова", рекомендации для родителей.
Проблемная ситуация: воспитатель вносит сундучок, в котором лежат предметы и картинки: земля, картинка с дождем, зёрнышки пшеницы, мешочек, картинка с комбайном, передник с колпаком, рушник. Детям предлагается рассмотреть все предметы и картинки и подумать, какой сюрприз их ждёт, что будет предметом сегодняшнего разговора. Дети выдвигают версии, в ходе дискуссии догадываются, что речь пойдет о хлебе.
Воспитатель выносит детям на подносе, прикрытые полотенцем хлебобулочные изделия, круглый белый хлеб, черный (кирпичик, батон.
Дети, посмотрите, что я вам сегодня принесла.
- Хлеб!
Как вы думаете, откуда он у меня появился?
-Из магазина.
А в магазин откуда привезли?
- С хлебозавода!
Из чего его делают?
- Из муки!
Правильно, его пекут из муки. Мука бывает разная: пшеничная, ржаная, кукурузная, гречневая, овсяная, рисовая, льняная и т. д.
Как вы думаете, из чего получают муку?
- Из зерна!
А знаете откуда зерно?
Из колосков. Посмотрите, что это?
- Колосок!
Как вы думаете, где я его взяла? Где он вырос? Ответы детей.
Драматизация сказки "Колосок".
Ребята, а вы помните украинскую сказку "Колосок"? С чего она начинается? Вспоминаем начало сказки, героев сказки. Предлагаю разыграть по ролям, выбираем петушка и мышат, остальные будут зрители.
Правильно петушок поступил с мышатами? Ответы детей.
Работа с иллюстрациями. Колосок, который нашел петушок, тоже вырос в поле. Чтобы выросли хлебные колосья, что для этого нужно? Вначале поле надо вспахать. Как раньше пахали? Ответы детей. Лошадь запрягали в деревянную соху и пахали. Задание детям - выбрать соответствующую иллюстрацию. А сейчас? Ответы детей. Трактор тянет железный плуг. Кто ведёт трактор? Ответы детей. Тракторист. Задание - выбрать соответствующую иллюстрацию. После того, как поле вспахали, что делают? Ответы детей - боронят. Дети выбирают соответствующую иллюстрацию. Какая борона была раньше и сейчас? Ответы детей. Поле вспахали, заборонили, а потом что нужно делать? Ответы детей - Сеять. Кто знает, как раньше готовились к севу? Дети рассказывают (из опыта предварительной работы). Одевали чистую рубаху, выходили в поле, кланялись земле, просили, чтобы она дала хороший урожай. А как сеяли в старину? Ответы детей - вручную.
Двигательная пауза с элементами психогимнастики. Давайте представим, что мы на посевной. Через два шага веером разбрасываем зерно по полю. (Имитация движений).
Какая должна быть погода? Безветренная. Почему? Ответы детей - Чтобы зерно не разносило ветром, оно распределялось равномерно. А как сейчас сеют? Ответы детей. К трактору прикрепляют сеялку. Дети подбирают иллюстрацию. Что необходимо для роста растений? Ответы. Солнце, дождь в меру, тепло.
Двигательная пауза с элементами психогимнастики.
Давайте представим, что мы зёрнышки. Лежит в земле зерно - темно, сыро. Солнышко пригрело, прошел дождик и появились всходы. Вот росточки тянутся к солнцу, качаются на ветру. Пришло время, росток окреп и появился колосок. Когда колосья созреют, наступает пора убирать хлеб. Такое время называют - страда, жатва, уборка.
Раньше как убирали хлеб? Ответы детей. Мужчины брали косы, женщины серпы, жали вручную. Вязали снопы. (Подбирают соответствующую иллюстрацию). А сейчас как эта работа выполняется? Ответы детей. Убирает комбайн. Кто управляет комбайном? (Подбирают иллюстрацию). Как в старину обмолачивали срезанные колосья? Ответы - Цепом. А сейчас? Обмолачивает зерно комбайн. После того, как зерно обмолотили, его везут на просушку, на зерноток. А потом куда? Дети отвечают. На мельницу. Какие раньше были мельницы?
- Ветряные, водяные.
А ещё мололи зерно вручную. Что для этого применяли?
- Жернова!
Да, применяли ручные жернова. На мельнице тоже есть жернова, только они крутятся с помощью ветра или воды. Сейчас зерно с поля везут на элеватор, где его просушивают. А кто знает, куда оно потом попадает?
- На мукомольный завод (комбинат). Там зерно перемалывается с помощью электричества. Вопрос детям: " Мука готова, что дальше?" Ответы детей.
- Муку везут на хлебозавод (пекарню, там пекут хлеб, разные булочки, потом везут в магазин, затем к нам в детский сад. Вот какой длинный путь прошел хлеб, чтобы попасть к нам на стол! К каждому кусочку хлеба нужно относиться бережно, с уважением.
Дети, а какие старинные орудия труда применял петушок в сказке " Колосок"? Ответы детей.
- Цеп, жернова!.
Какие ещё старинные орудия труда вы знаете?
- Соха, борона, коса, серп.
Что сейчас применяют?
-Плуг, борона, сеялка, комбайн, трактор.
Презентация. Назовите профессии людей, связанные с хлебом. На экране появляются изображения. Дети называют.
-Хлебороб, тракторист, комбайнер, шофер, мельник, пекарь, продавец, агроном. Кто первый ответил, подбирает атрибут к названной профессии.
Проводим игру " Что не так? " Дети выстраиваются в ряд с атрибутами названных профессий, водящий отворачивается, дети меняются атрибутами, ребенок поворачивается и угадывает, что изменилось.
А что ещё делают из муки? Ответы детей.
Вспоминаем пословицы о хлебе.
Вывод: раньше все работы выполнялись вручную, а сейчас с помощью техники. Но и сейчас труд хлебороба нелегкий, многим людям приходится трудиться, чтобы у нас с вами был хлеб. Хлеб всегда и везде пользовался почетом и уважением. Ещё в старину считался главным продуктом. Гостя всегда встречали хлебом, солью. Хлеб нужно беречь, уважать труд хлеборобов.
Вопросы детям:
Из какого злака получают манную крупу? Овсяную? Перловую? Ответы детей.
Д/ и ’ Что сначала, что потом". Последовательность роста зерна. Зёрнышко - всод - росток - колос - зерна - мука - хлеб. Последовательность использования старинных орудий труда. Соха - борона - серп - цеп - жернова.
Речевая игра "Какой, какая?" Хлеб из ржи - ржаной. Поле с рожью - ржаное. Каша из гречихи - гречневая и т. д