Сачкова Татьяна
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Откуда хлеб пришел
С нашим детским садом тесно сотрудничает филиал библиотеки №5. Стало хорошей традицией проводить совместные праздники и познавательные мероприятия. В этот раз сотрудники библиотеки совместно с педагогами решили систематизировать знания детей о хлебе. Вашему вниманию предлагается
Фотоотчет организованной образовательной деятельности
по теме «Откуда хлеб пришел»
Цель: формирование у детей представления о ценности хлеба.
Задачи.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Откуда хлеб пришел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Обучающие:
-обобщить и систематизировать знания детей о хлебе;
- познакомить детей с процессом хлебопечения;
- систематизировать знания о процессе выращивания и изготовления хлеба, о долгом пути хлеба от поля до стола;
- обогатить словарь детей существительными, прилагательными;
- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес;
-развивать наблюдательность, память;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду взрослых;
- воспитывать бережное отношение к хлебу;
Предварительная работа:
Чтение с последующим обсуждением: М. Пришвин "Лисичкин хлеб", В. Пальчинскайте "Хлеб", Ю. Ванаг "Хлеб, заработанный своими руками", В. Крупин "Отцовское поле". Заучивание пословиц и поговорок о хлебе, труде.
Оборудование: презентация, игры, хлебобулочные изделия, загадки, зерна пшеницы и ячменя, колоски пшеницы, мяч.
Ход занятия:
Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить, вы постарайтесь угадать:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый (хлеб).
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе.
Вот он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра «А какой он, хлеб?» (Дети встают в круг, передают по кругу мяч и называют определения. Например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, ароматный, воздушный)
Посмотрите на каравай. Расскажем, какой он?
-Какой формы каравай? – круглый. Дети попробуйте корочку, какая она? – Хрустящая, жёсткая, золотистая, румяная. Дети повторяют слова.
-Понюхайте, какой у него запах? – Вкусный, душистый, ароматный. Потрогайте пальчиком, какой он? - Мягкий, свежий. Посмотрите, он пышный, воздушный, лёгкий.
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел? (из магазина)
А хотите я расскажу, как он попал в магазин?
Но сначала, скажите мне, из чего делают хлеб? (из муки)
А что такое мука, из чего её получают? (из зерна)
Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку.
-А что же пекут из муки? (хлеб)
-Дети, отгадайте-ка загадку:
«Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят». (Колосок.)
Вот они колоски пшеницы. Покажите на колоске, где кармашки, а где «ребятки». Что это за ребятки? - Это зёрнышки. Правильно, зёрна пшеницы. (Дети повторяют слова.)
-Дети, посмотрите, это зёрна пшеницы и ячменя, потрогайте их и скажите, какие они? – Маленькие, твёрдые, гладкие.
Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите, какой они формы, величины, цвета (Маленькое, твёрдое, гладкое, посередине бороздка, как две дольки).
В каждом зёрнышке живёт росток, чтобы он проснулся зёрна нужно посадить в землю.
Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить много труда и сил: сначала вырастить пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, я сейчас вам расскажу, что же это за работа?
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит (трактор)
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в поле выходит трактор.
Ходит полем
Из края в край,
Режет чёрный каравай (плуг)
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
Давайте мы с вами превратимся в маленькое зёрнышко.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Налились колосья, стали крепкими и тяжелыми. Появились новые заботы у хлебороба : как бы не сломились колосья и не полегли к земле…
И вот пришло время жатвы. И на поле выходят другие машины.
Корабль великан
Не по морю плывет,
Корабль великан
По земле идет
Поле пройдет-
Урожай соберет (Комбайн).
Кто работает на комбайне? (комбайнер)
Что же делает комбайн? (срезает колосья)
Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. Там оно может храниться много лет.
Полны закрома нашей страны «золотого» хлеба!
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов? (На мельницу).
Здесь такое с ним твориться,
В оборот его берут,
В порошок его сотрут!
Что это за порошок? (Мука)
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука? (на хлебозавод)
На большом хлебозаводе
Станет тестом та, мука,
Хлебу путь теперь недолгий,
Вот в булочной на полке,
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал - пришел.
На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.
Когда хлеб спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
В магазинах какие изделия из муки покупаем? (Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.)
Все эти продукты называются одним словом - хлебобулочные изделия (дети повторяют за воспитателем).
Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили: «Хлеб на столе, так и стол - престол, а как хлеба ни куска, так и стол - доска». Ребята, а какие пословицы о хлебе знаете вы?
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб- батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много света – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Действительно, длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Как много рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом и попал к нам на стол! Много людей потрудились над тем, чтобы мы ели этот вкусный хлеб. И трактористы, и комбайнеры, и агрономы, и ученые. Давайте же будем им всегда благодарны. Труд хлеборобов славит весь народ : художники, композиторы, поэты.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне.
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
Хлеб всему голова!
В поле, в доме, в державе!
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Библиотекарь Татьяна Анатольевна хочет угостить вас караваем теплого, душистого хлеба.
Спасибо за внимание!