Матвеева Татьяна
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Автоматизация и дифференциация звуков [Р]-[Р’]. Буква Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого подгруппового занятия для детей подготовительной группы.
Тема: Автоматизация и дифференциация звуков [Р] - [РЬ].Буква Р.
«Путешествие в сказку»
Цель: автоматизация звуков [Р],[Рь] в речи.
Задачи:
а) Образовательные:
способствовать обогащению пассивного и активного словаря;
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы „Автоматизация и дифференциация звуков [Р]-[Р’], Буква Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
формировать умение подбирать слова-антонимы;
формировать умение давать развернутую характеристику звука Р;
закрепить графический образ буквы Р;
составление грамматически правильных предложений по опорным картинкам, пиктограммам;
Развивать связную речь.
б) Коррекционно- развивающие:
развивать подвижность артикуляционного аппарата;
развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);
формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);
развивать зрительное и слуховое внимание, память, общую и мелкую моторику пальцев рук.
в) Воспитательные:
воспитывать желание и стремление помочь другу;
воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;
формировать аккуратность к работе, самостоятельности, ответственности, усидчивости;
формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование:
Демонстрационный материал: проектор, герой Буратино, кормушки для совушек.
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала (по количеству детей, перчатки с животными для артикуляционной гимнастики (по количеству детей, предметные картинки со звуком [Р]- [РЬ] (в начале, середине и конце слов, массажный мяч, «волшебные колечки» (кольца с картинками, открытки, цветные карандаши, ручка.
Предварительная работа:
- разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р];
- развитие направленной воздушной струи;
- формирование (постановка) правильного произношения звука [Р];
- автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;
- формирование умения определять наличие звука [Р] в словах;
- формирование умения определять позицию звука в слове;
- развитие связной речи с использованием мнемотехники.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед (Заставка) : Здравствуйте дорогие друзья! Ребята, поздоровайтесь и с нашими гостями! Это не все наши гости на сегодня. А кто ещё посетит сегодня нас –отгадайте сами.
Мальчик с Азбукой под мышкой -
деревянный шалунишка.
Победил он Карабаса,
не подвёл друзей ни разу.
Кто не слушался Мальвину?
глупый, добрый. (Буратино).
Логопед (1 слайд) : А вот и наш гость - Буратино. Давайте с ним поздороваемся!
Дети: «Здравствуй Буратино!»
( из-за сцены слышится голос Буратино: «Пивет дузья!»)
Логопед: Буратино совсем недавно появился на свет и ещё не научился выговаривать звук [Р]. Как вы думаете, ребята, мы сможем помочь нашему гостю? (ответы детей)
II. Основная часть.
Логопед: Буратино, наши ребята долго и старательно учились рычать. В этом нам помогла волшебная книга. Тебе тоже нужно её приобрести. Как вы считаете, куда же ему нужно отправиться? (Ответы детей : в книжный магазин(2 слайд) Ой, смотрите, не успели вы подсказать, как Буратино уже отправился в книжный магазин.
( голос с экрана: «Здавствуйте, меня зовут Буатино.
-Здравствуй Буратино.
-Мне нужна вот эта книжка, чтобы научиться выговаивать все звуки.
- Это же просто газета, а тебе нужна волшебная книга.
-Спасибо.)
Артикуляционная гимнастика.
Логопед (3 слайд) : Шустрый Буратино отправился к своим друзьям в кукольный театр. Уж очень ему хотелось показать книжку всем. Куклы предлагают поиграть вместе, для этого мы с вами превратимся в кукловодов. Вы знаете кто это такие (ответы детей : «Это те, кто управляет куклами во время представления»). Вот и мы сейчас с вами устроим настоящее представление.
(логопед предлагает детям выбрать перчатки)
Ох, уж очень хочется открыть книжку. Давайте сделаем это вместе. (4 слайд) Ребята вам знакомо это упражнение? Давайте покажем его!
(логопед, совместно с детьми, выполняет упражнения перед зеркалом и имитируют движения руками)
-«Лошадка»
-«Грибок»
-«Гармошка»
-«Индюк»
Логопед: вы справились просто отлично!
А теперь давайте порычим все вместе, как же получается такой красивый звук? (логопед показывает перед зеркалом и объясняет детям артикуляцию звука [Р] :
— губки свободны;
— зубки сближены, но не соприкасаются;
— кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует;
— посередине язычка идет теплая воздушная струя;
Ребята, а звук [Р] какой, согласный или гласный звук?
Дети: согласный (язычок создает преграду воздуху).
Логопед: правильно, твердый или мягкий?
Дети: твердый, но может быть и мягким [Рь]
Логопед: а звонкий или глухой мы определим вместе. Для этого мы поднесём ладонь к горлышку и поймем есть ли вибрация. Если есть, то звук звонкий, а если нет – глухой. Так какой он?
(ответы детей)
Игра «Веселые совы»
Логопед (5 слайд) : Посмотрите, это же наш друг - Пьеро. Совушки совсем закружили ему голову. Он запутался, давайте поможем ему разобраться в этом задании. Посмотрите внимательно, что у них нарисовано на животиках.
Дети: Схемы слов.
Логопед: Правильно, ребята. Что обозначает первая схема? вторая? третья? (ответы детей)
Логопед: А знаете чем они питаются! Словами, в которых есть звук р.
Я буду показывать вам картинки, а вы должны будете назвать и определить в чью кормушку мы её положим (макароны, катер, ранец, роза и тд)
(Дети выполняют задание, отвечая полным предложением.)
Логопед: молодцы, справились и с этим заданием. Теперь наши совушки будут сыты и спокойны.
(6 слайд слышен устрашающий звук, совы разлетаются)
Игра «Скажи наоборот»
Логопед: ой, Буратино, что же ты сделал? Посмотрите ребята он распугал нам всех совушек. Разве это хорошо? (ответы детей) По-моему он совсем не знает что такое хорошо, а что такое плохо. Давайте с вами поиграем в игру «Скажи наоборот». А наш друг сам сделает выводы по поводу своего поведения.
(Дети встают в круг.)
У меня есть волшебный мячик. Я его бросаю и называю слово, а вы бросаете мяч обратно, подбирая слово, противоположное по смыслу. Например, плохо – (дети хором) хорошо;
Зло- добро;
Лень- трудолюбие;
Трусливый- храбрый;
Грустный- радостный;
Глупость – мудрость;
Неряшливый – аккуратный;
Враг – друг;
В любой игре есть начало, а сейчас (конец)
Логопед: какие вы молодцы! как вы думаете, мы чему-то научили нашего друга (все рассаживаются по местам, ответы детей)
Игра «Волшебные колечки» (с использованием мнемотехники)
Логопед(7 слайд) : А вот и следующее задание из книги. Посмотрите на экран. Это же знакомые для вас схемы. Давайте разгадаем их вместе.
( дети : У Буратино День рождения. (8 слайд)На День рождения он позвал гостей — Красную Шапочку, Петрушку, Чебурашку, Пьеро, Артемона и Черепаху Тортиллу.) Гости подготовили подарки, а какие расскажите вы мне. (логопед раздаёт конверты с волшебными колечками)
Логопед: открывайте свои конверты. Одевайте колечки в той последовательности, чтобы получилось красивое предложение.
Дети одевают колечки и произносят предложения:
Красная Шапочка подарит Буратино корзину ватрушек и пирогов.
Петрушка подарит Буратино красный грузовик на котором рисунок города.
Чебурашка подарит Буратино коробку с оранжевыми мандаринами.
Пьеро подарит Буратино коричневую гитару и барабан.
Артемон подарит Буратино радужную пирамидку.
Черепаха Тортилла подарит Буратино красный шарф и варежки.
Логопед: отлично постарались!
III. Заключительная часть.
Логопед: Ребята, чему же мы с вами научили нашего друга? (ответы детей : правильно произносить звуки [Р],[Рь]). А какой же буквой они обозначаются?
Дети: буквой Р.
Логопед: а все знают как она обозначается на письме?
(ответы детей)
Логопед: а я вам напомню(9 слайд) :
Как запомнить букву «Р»?
Каждый может, например,
Руку на бочок подставить
И друг другу Р представить.
Логопед: я вам предлагаю тоже поздравить с Днем рождения Буратино. Мы ему подарим красивые открытки. (логопед раздает открытки) Вместо пропусков впишите букву Р. А затем раскрасьте картинку. (звучит музыка)
До. огой д. уг Бу. атино!
День …ождения — это п…аздник,
День пода…ков и конфет.
Ведь когда-то в день п. ек. асный
Появился ты на свет.
Мы тебе желаем счастья,
Много …адостей, потех.
Пусть всегда, не только в п…аздник,
Льется твой веселый смех.
Добивался чтоб ты цели,
Чтоб учился хо…ошо,
Чтоб любое начинание
Давалось быст…о и легко!.
Логопед: ох, какой насыщенный день получился. Ребята, расскажите, кому мы сегодня помогали? Где мы были? К какому празднику готовились? Какое задание вам понравилось больше всего?
(ответы детей, звучит музыка, появляется Буратино)
Буратино: Дорогие друзья! Я очень рад, что вы смогли мне помочь и научили произносить звуки [Р],[Рь]. А какие красивые открытки вы подготовили для меня. Огромное спасибо. В знак благодарности примите от меня подарочки и угощение!
Логопед (рефлексия) : У меня есть вот такие красивые тучки и солнышки. Возьмите солнышко, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, вам все было понятно. А если, что-то осталось неясно, возьмите тучку.
Спасибо ребята, до новых встреч!