Виктория Николаевна Остапенко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[с]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи : дифференциация звуков з – с.
Тема: Звуковая культура речи : дифференциация звуков з – с.
Задачи:
1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[с]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
2. Развивать фонематический слух.
3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.
4. Развивать логическое мышление и внимание.
Материалы: картинки: заяц, собака, сова, сосулька, замок (дверной, зелёный и синий замок, стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Давайте вспомним известные вам песенки-звуки : з-з-з – песня комара, с-с-с – песня воды (так течет из крана вода).
- Давайте условимся, если вы услышите звук з - прогоняйте комара вот так (делает легкое отмахивающее движение кистью руки, услышите с — умывайтесь, не касаясь ладонями лица (показываю). Не повторяйте за мной звук, а лишь показывайте те или иные движения. (Произношу то один, то другой звук, прикрыв губы листком бумаги).
2. Игра «Кто самый внимательный?»
- Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – з или с – слышится в слове:
Слон, зебра, зеленый, синий.
3. Игра «Хлопни или топни».
- Хлопните в ладоши, если услышите звук с, топните ногой, если услышите звук з.
Сахар, озеро, заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда.
А теперь выполняют задание только девочки (мальчики контролируют) :
Суровый, заяц, снегирь, зима.
А сейчас выполняют задание мальчики:
Слева, внизу, озорник, сумка.
4. Загадки.
- Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся? (зайка)
- Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая … (собака). ( Выставляю картинки: зайца и собаку).
5. Сообщение темы занятия.
- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?
Правильно [с - з]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях.
- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать учителя, своих товарищей и не выкрикивать).
– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].
- Что общего у звуков З-С? – согласные твердые, язык расположен за нижними зубами.
- В чем разница? (З – звонкий, С – глухой).
- Почувствуем звонкость согласного З, руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
([С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий : складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом.)
6. Артикуляционная разминка.
- Произнести на одном дыхании.
Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ — выдох.
Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.
7. Игра «Лишний слог».
- Ребята вы сейчас должны вслед за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить слог, который не подходит:
Са – са – са – са – за
Со – со – со – со – зо
Су – су – су – су – зу
- Назовите все лишние слоги со звуком З? (ЗА, ЗО, ЗУ).
Зы –зы –зы – зы – сы
Зи - зи – зи – зи – си
Зу – зу – зу – зу – су
- Назовите все лишние слоги со звуком С? (СЫ, СИ, СУ).
8. Физкультминутка.
Сам, сам самолет (Два хлопка руки в стороны).
Тут и там самолет (два хлопка руки в стороны).
Летит самолет близко, далеко (руки к груди, в стороны, вперед).
Летит самолёт низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх).
9. Игра: “Доскажи словечко”.
- Слушайте внимательно:
+ Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это? ….(Зайка).
+ В коридоре топот ног,
Что зовет нас в класс?. (звонок)
+ Я сижу едва не плача,
Очень трудная …. (задача)
+ Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома,
Ночью к нам пришла …. (зима)
+ Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю (зарядку)
+ Вещунья белобока,
А зовут ее….(сорока)
- Какое слово лишнее и почему? Правильно “сорока”, так как начинается со звука “с”.
10. Игра «Наоборот» (с мячом).
За - са Суп – зуб Коса - коза
Сы - зы Лиса - Лиза
СО – зо СУ - зу
Ус – УЗ ЗЫ - сы
МОЛОДЦЫ!
11. Игра «Повтори за мной».
Са – са - за
За – са - за
Сы – зы - зы
Сом - зонт – сок
Зайка-сумка-завод
Собака-заноза-соль
Са – са – са – вот летит оса.
За – за – за – у Зои коза.
Ас – ас – ас – Соня с Саней пьют квас.
Су – су – су – в лесу видели осу.
Зу – зу – зу – Зоя гонит козу.
Зы – зы – зы – у Зои новые тазы.
Зу-зу- су- - мы видели лису
Су-зу-су- отвязали мы козу.
12. Игра «Четвертый лишний».
Материал: сова, сосулька, замок, собака
Ребятам предлагается найти лишнюю картинку и объяснить почему.
13. Физминутка «Раз, два, три».
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
14. Игра «Найди свой замок».
Помещаю два замка на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенят колокольчики. Дети расселяют картинки в замки: если картинка со звуком З – она будет жить в синем замке, со звуком С – в зеленом.
(стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра).
15. Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня сравнивали?
– Ребята, вам понравилось занятие?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Что было самым трудным?
– Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?