Люцина Апостолова
Проект «История, культура и быт казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«История, культура и быт казачества»
Тип проекта: творческо-информационный, коллективный.
Время и сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь – май)
Актуальность.
Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю.
Изучение традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому Кубанских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.
Итак, чтобы возродить народные традиции надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребёнок с его чистой душой, творческим мышлением, может освоить традиционную культуру своего народа.
Возникает вопрос: знают ли наши дети кто такие казаки, историю и культуру Кубанского казачества?
Анализ опроса детей показал, что они имеют низкий уровень представлений о быте казачества. Теряется связь поколений, теряются корни. Принимая во внимание актуальность данного вопроса, разработан проект на тему: «История, культура и быт казачества».
Цель проекта: Духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей, через знакомство с историей родного края, историей казачества Динского района и станицы Новотитаровская.
Задачи проекта:
• Формировать представление детей об истории возникновения Кубанского казачества, обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
• Познакомить с традициями и обычаями Кубанских казаков.
• Воспитание нравственных, патриотических качеств ребёнка, используя региональный компонент. Воспитание гордости за свой народ, формирование уважения к традициям и обычаям края
Проблемное поле проекта: необходимость обращения к истокам национальной культуры с целью возрождения традиций народа для воспитания истинного гражданина, любящего свою Родину.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
1. Познавательно – исследовательская игровая деятельность.
2 Изучение методической литературы.
3. Конкурсы и викторины,
4. Дидактические развивающие игры, игры-путешествия
5. Подвижные игры
6. Пальчиковые игры
7. Конструирование
8. Продуктивная деятельность
9. Творческая мастерская, изготовление макета «Казачий двор»
При разработке проекта мы старалась использовать, как можно больше видов казачьего фольклора: подвижных и хороводных игр, обрядовых действий, пословиц, поговорок и т. д., потому что в народном творчестве как нигде сохранились особые черты характера казаков, их быта, культуры, нравственных ценностей, представлений о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие, речевое развитие.
Участники проекта: дети, воспитатели и родители;
Время и сроки реализации проекта: долгосрочный (август – май)
Этапы проекта:
I.Подготовительный этап
1. Сбор и обработка литературы, информации по данной теме.
2. Работа с детьми:
Диагностика с целью выявления уровня
элементарных знаний о родном крае, казаках.
3. Работа с родителями:
Мониторинг с целью выявления династий
семей причастных к казакам, знаний
об истории, быте и культуре казаков.
II. Основной этап
Работа с детьми :
Дата проведения Вид деятельности Содержание
Сентябрь Тема: «Древняя Русь»
Цель: Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины.
Беседа, просмотр иллюстраций по теме.
Тема: «Наши предки.»
Цель: Расширять знания детей об истории нашей страны. Раскраска рисунков: «Казачьи костюмы»
Тема: «Воспитание детей в казачьих семьях»
Цель: познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков. Консультация для родителей: «Без прошлого нет будущего
Октябрь Тема: «История казачьего быта»
Цель: Приобщать дошкольников к культуре родного края. Беседа, рассматривание иллюстраций, картинок к книге «Форпосты на большом Кумаке»
Тема: «Жизнь и труд казаков»
Цель: Расширение знаний детей о жизни и быте первых поселенцев, ознакомление с историей родного края. Беседа и просмотр презентации.
Рисование: «Лошадь и казак едины»
Тема: «Генеалогическое древо семьи»
Цель: Развивать у детей коммуникативные качества; расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям.
Консультация для родителей, просмотр картинок, фото «Генеалогическое древо семьи» (привлечение родителей к созданию семейного генеологического древа совместно с детьми
Ноябрь Тема: «Сердце матери лучше солнца греет» -
Цель: познакомить детей с отношением казаков к женщине-матери. Этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок.
Объемная работа из ватных палочек: «Цветок для мамочки»
Тема: «Возрождение казачества на Кубани!»
Цель: Обогащать знания детей об истории казачества – неиссякаемого источника силы, мужества, верности. Беседа
Тема: «Казак»
Беседы
Рассматривание карты России
Декабрь
Тема: «Как воспитывали казака» - познакомить детей с тем, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась. Чтение материала Раскраска рисунков: «Казачата»
Тема: «День матери - Казачки»
Цель: Донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему. Беседа
Просмотр презентации: «Кубань – моя любимая!»
Тема: «Кубанские праздники» (Святки, колядки Новый год) – раскрыть нравственные основы казачьей культуры, как культуры русской национальной, богатства народа. Разучивание песен, поговорок, пословиц, п/игры, хороводы, участие в колядках и посевании
Лепка: «Праздничная елка».
январь Тема: «Архитектура. Православный храм» - дать детям знания об особенностях внешнего вида, символики (купол-небо и т. п., внутренних частях храма (притвор, собственно храм и т. д.) , о правилах поведения в храме. Показ иллюстраций, фото, беседа. Аппликация: «церковь»
Тема: «Казаки – люди вольные» - дать детям понятие о казачьей вольнице. Где эти люди селились и почему. Кого принимали в казаки. Какие были у казаков заповеди. Беседа, показ фото и видео материала.
Рисование: «Конь казака».
февраль Тема: «Рыцарская жизнь казаков» - дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами. Беседа, п/ игры,
Рисование: «орудия казаков»
Тема: «Военные походы» - продолжать пополнять знания детей об истории казачества. Беседа, показ видеоролика о казаках в сражениях.
Март
Тема: «Казачьему роду нет переводу!»
Цель: Систематизировать знания о родном крае через радостное событие- приход гостя.
Беседа, приход гостей казаков
Праздник «Казачата»
Родительское собрание на тему:
«Воспитание любви к родному краю в семье».
Показ видео, фото материала; беседа, тест
Изготовление казачьих костюмов для кукол. Просмотр фото, консультации детям, беседа.
Апрель Организация экскурсии в краеведческий музей. Беседа, просмотр фото.
Создание папки «История казачества».
Праздник «Как на Пасху куличи…» Заучивание песен, стихов. Поговорок, подвижные игры, танцы.
III этап заключительный
Дата проведения Вид деятельности Содержание
Май Создание краеведческого уголка «Казачий двор»
Просмотр фото-материала, изготовление колодца.
макет «Казачий двор».
Создание лепбука «Кто такие казаки?».
Сбор материала, изготовление дидактических игр
Создание мультимедийной презентации проекта
Сбор материала, фото и видио
Продукт, полученный в результате проекта:
Для родителей:
- мультимедийная презентация проекта: «Быт, традиции атаманских казаков»
Для детей:
- макет «Казачий двор»
- Различные виды развивающих игр, сделанные родителями и детьми.
- Папка «История казачества»,
- лепбук «Кто такие казаки?».
- центр краеведенья: «Краеведческий уголок»
Для педагогов:
- консультации, мастер-класс