Гульнара Казаченкова
Конспект занятия с использованием современной образовательной технологии ТРИЗ в старшей группе «Нам по силам волшебство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие умений находить нестандартные подходы в решении проблемных ситуаций.
Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие: систематизировать знания детей о явлениях природы; - формировать умение выделять отличительные признаки предмета путем сравнения; - развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, -развивать логическое мышление.
Публикация «Конспект занятия с использованием современной образовательной технологии ТРИЗ в старшей группе „Нам по силам волшебство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Речевое развитие: активизировать словарный запас детей; развивать связную речь; закреплять умение отгадывать название сказки по короткому отрывку; развивать интерес к произведениям художественной литературы.
Художественно-эстетическое развитие: Развивать умение видеть красоту окружающего мира; развивать интерес к театрализованным играм, детскому художественному творчеству.
Социально-коммуникативное развитие: способствовать развитию чувства эмпатии; формированию навыков игровой деятельности.
Физическое развитие:
Оборудование и материалы: игрушечный домик с окнами и дверями, кукла, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, игрушка –заяц, одеяльце, буквы (т,е,р,е,м,о,к, домик –теремок, предметные картинки на каждого ребенка, модель.
Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Дюймовочка», «Золушка», «Приключения Буратино», «Красная шапочка».
Ход:
На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями, внутри домика спит принцесса.
Дети: (высказывают предположения)
- Интересно в домике кто-то есть?
- Надо открыть окно или дверь и посмотреть.
- Если окна и дверь заперты, наверное, там кто-то спит.
- Этот дом похож на замок принцессы.
Воспитатель: (незаметно открывает одно окно) Ребята, смотрите, вы догадались, и окошко приоткрылось.
Дети: (заглядывают в домик, видят спящую принцессу и рядом с ней конверт, просят прочесть письмо)
Воспитатель читает: В сказочном доме жила-была принцесса. Я, злая колдунья, заколдовала ее (указывает дату и время, когда произошло колдовство) Уснула принцесса крепким сном, и никто не может ее разбудить. Вы сможете помочь принцессе, если выполните все мои задания, только тогда мое колдовство отступит.
Дети: Надо поскорее выполнить задания. Читайте дальше, что нужно делать?
Воспитатель читает:
«Кто пугливей всех зверей? Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку, и капустную листву,
Удирать умеет ловко, если встретит вдруг лису.
Сильно глазками косит, всех боится и дрожит.»
Дети: Это загадка. Мы угадали это заяц.
Воспитатель (достает из-за домика мокрую игрушку зайца) Бедный зайчик, как он оказался возле домика, наверное, хотел помочь принцессе. Но я вижу, ему самому нужна помощь, какой он мокрый и грустный. Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?
Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
Воспитатель: Да, наверное, зайчик так промок под дождем. Ребята, а как вы думаете, это хорошо или плохо, когда идет дождь?
Ответы детей: Хорошо, потому, что дождь поливает все растения и др.
Плохо, потому, что можно простудиться и заболеть, если промочишь ноги и др.
Воспитатель: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда он поливает землю, и дождь для нас это плохо, когда мы без зонта и не можем пойти гулять! А как вы думаете, для зайчика дождь был плох или хорош?
Дети: зайчик промок и может простудиться.
Воспитатель: А когда светит солнце это хорошо или плохо? Ребята, что хорошего в солнце?
( Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло)
Воспитатель: Солнце может быть вредным?
Д. : Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.
Воспитатель: Выходит, что и солнце может быть полезным и вредным! Ребята, как вы считаете, может солнце помочь зайчику?
Дети: да, на солнце ему станет тепло, высохнет его шерстка.
Воспитатель: Ребята, а как мы может помочь зайцу?
Дети: Высушить, согреть одеяло, положить к батарее.
Воспитатель: Давайте его укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока он греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Оказывается он совершенно забыл из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?
Дети. : «Теремок», «Заюшкина избушка» и т. д.
Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.
Воспитатель: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Заюшкина избушка», и, к сожалению, ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.
Воспиталь: Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, и, посмотрите, что случилось, верхнее окошко у замка открылось. Давайте поспешим выполнить еще одно задание, в конверте лежат буквы, из которых нужно составить название одной известной всем сказки, но они все перемешались. Что бы поставить их по-порядку, надо отгадать загадки о каждой букве.
- На одной стоит ноге. На крыше дома буква (Т)
- Целый день енотка Рая в ручейке белье стирает
Моет, полоскает, и домой таскает.
Наплескается в ручье. Превратится в букву (Е)
- У малыша Володи эта буква не выходит
И конечно, очень странно, но выходит у Полкана.
Как рычит он… (Р)
- Целый день енотка Рая в ручейке белье стирает
Моет, полоскает и домой таскает.
Наплескается в ручье – превратится в букву (Е)
- Видим здание метро, а над входом букву (М)
- В старом дереве дупло – ну совсем как буква (О)
- Половинку от жука, составляет буква (К)
Ребенок, отгадав загадку, выставляет свою букву на доску Получается слово – теремок.
В: Ребята, с заданием мы справились и вот еще одно окошко открылось.
ИГРА с проблемной ситуацией: «Сколько дней спит принцесса?»
В: Ребята, а ведь мы не знаем самого главного. Сколько дней спит принцесса, если долго, разбудить ее будет труднее. В письме колдунья написала, что заколдовала ее (назвать день недели, который был два дня назад). Давайте сосчитаем, сколько дней спит принцесса.
Ответы детей.
В. : Молодцы, мы выяснили, что спит принцесса недолго, и мы рады этому. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение?
Д. : Хорошее.
В. : Ребята, а где может жить улыбка? ( Пример: на лице, на губах, в душе и т. д.)
В: Посмотрите, еще одно окошко открылось. Вы заметили окна открываются когда мы сделаем доброе дело. Достаем следующее задание (показывает книжку)
Дети: мы что книжку будем читать, а про кого она.
В: а здесь сказка и нам предлагают отгадать ее название Но, по-моему, что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, я начну читать, а вы поправляйте меня, если здесь есть ошибки.
В:- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка.
Д:- Не Желтая, а Красная
В:- Так вот, позвал ее папа и …
Д:- Да нет же, не папа, а мама.
В:- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
Д:- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
В:- И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.
Д:- Не площадь, а лес.
В:- И встретила она медведя.
Д:-Не медведя, а волка. А сказка называется «Красная шапочка».
В. : Молодцы, ребята. Вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия сказок, в которых колдовство злой колдуньи отступило:
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси –лебеди)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)
Нет ни речки, ни пруда —
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
В. : Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили домик и она проснулась.
Принцесса «благодарит» детей.
В: Ребята, вот мы и справились с задачей, освободили от чар колдуньи принцессу. Давайте вспомним, что же нам пришлось для этого сделать?
Ответы детей ( мы выполнили все задания: помогли зайцу найти свою сказку, разгадали все загадки, составили слово «теремок»)
В: Правильно, а самое главное, мы все выполнили дружно, помогали друг другу в выполнении заданий, а сейчас также дружно можно приступить к занятиям, которые вам интересны.