Елена Еременко
План-конспект НОД по ФЭМП с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ-технологии «Веселые задачи» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект НОД «Веселые задачи» по ФЭМП в подготовительной группе с использованием элементов ОТСМ - ТРИЗ – технологии (открытый просмотр в гр. №4 24.02.2015г.)
Воспитатель: Еременко Е. А. (ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга», г. Жигулевск Самарская обл.)
Цели: - закрепить представления о составе чисел, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью числового отрезка, понимание смысла сложения и вычитания
- познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9.
Публикация «План-конспект НОД по ФЭМП с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ-технологии „Веселые задачи“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
В процессе реализации целей НОД происходит решение образовательных задач.
Воспитательные задачи : формирование коммуникативных умений и навыков (установление контакта со знакомым и незнакомым взрослым, работа в паре с другим ребенком.
Развивающие задачи : развитие мыслительных процессов (увеличение объема внимания и памяти, мыслительных операций –анализа, синтеза, развитие вариативного мышления, фантазии и воображения; развитие речи –умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, причинно – следственные связки).
Материал к занятию:
1. Демонстрационный – карточка с составленной загадкой про лягушонка (предметные картинки и схемы – символы признаков из ОТСМ - ТРИЗ - технологии, дорожка схем –признаков – задачи – вопросы про конфеты, яблоки и др., наборы схем –символов вопросов и признаков, волшебников Увеличения и Уменьшения, Дробления – Объединения; карточки – схемы установления причинно –следственной связи, цифровая «Да – Нет – ка».
Авторские разработки: 1) «Задача –объяснялка»
число Знак (+-) число Знак причинно –следственной связи Знак равенства (=) Число (ответ)
2) «Вопрос – загадалка»
Знак вопроса «Какой (объект, какая какие? (схема из ТРИЗ - технологии) Схемы – символы признаков Схемы – символы признаков Схемы – символы признаков … …
2. Раздаточный: индивидуальные математические наборы с геометрическими фигурами, цифровые «Да – Нет –ки»
Ход деятельности
Организационно - мотивационный момент
Приветствие гостей («Зачем пришли?» - «Поиграть. Посмотреть, как мы играем»)
Дети в кругу, предлагается полететь в страну Математики на «Волшебном самолете» (имитация движений)
Кто жители страны Математики? – Цифры, числа, знаки, задачки и т. д. Дети превращаются в числа и Волшебник «Увеличения –Уменьшения» их их перемещает (игра «Построй числовой ряд» - мяч передается по кругу и называется верное число, в зависимости от карточки Волшебника (увеличения или уменьшения)
Деятельности детей за столами (по парам)
А) демонстрация цифровой «Да –Нет –ки», вспоминаем и озвучиваем правила игры. Затем предлагается детям поиграть в парах с соседом, по желанию – о взрослыми гостями (педагоги, родители, рассказать о игре, о загаданном числе (процесс коммуникации, взаимодействие)
Б) «числовой отрезок» - обращается внимание на доску (сходство изображения с «Да-Нет –кой», ответ о числовом отрезке)
Загадка о лягушонке по табличке с использование схем – признаков и предметных картинок: «по цвету – зеленый, но не капуста; по действию – может прыгать, как мяч; по месту обитания – встречается на болоте, но не камыш?» (ответ - лягушонок)
Картинка с лягушонком «прыгает» по числовому отрезку. Проговариваются в процессе ответов на вопросы правила использования числового отрезка (перемещение вправо –увеличение чисел, влево –уменьшение). Решение задач (одновременно с перемещением лягушонка воспитателем по числовому отрезку на доске, затем ребенком) : что будет, если… В какой точке окажется лягушонок, если. (на 1 шаг, 2,3… вправо или влево)
В) «Веселые задачи»
1) «7 малюсеньких котят, что дают им –все едят.
А один – сметаны просит.
Сколько же котяток? «(восемь! 7+1=8)
Как узнать? Дети на столах выкладывают геометрические фигуры, например круги и квадраты, на доске – «прыгает» лягушонок, на числовом отрезке перемещается из точки 7 в точку 89 («вправо на 1 шаг»)
2)Определение – про что будет задачка? «вопрос –загадалка» : какой объект по месту, частям, цвету. дети задают поочереди вопросы, выбирая –о каком признаке загаданного объекта хотят узнать, ведущий –воспитатель отвечает по аналогии со схемой загадки по технологии ТРИЗ (отгадка –про грибы)
«у пенечков 5 грибочков
И под елкой 3.
Сколько будет всех грибочков?
Ну-ка, говори! (5+3=8)вопрос с использованием символов ТРИЗ : «Верно ли, что 5+3+8? Как узнать ответ на вопрос? («Выложить геометрические фигуры/ на пальцах/ с помощью числдового отрезка)
3) «В корзинке было всего 8 грибов, 3 из них оказались мухоморами (что нужно сделать, и их выкинули, поэтому осталось… «прочитывают схему задачки –объяснялки в обе стороны сначала вместе с детьми, потом индивидуально (наоборот - как ответ на вопрос «Почему?» - «в корзине осталось 5 грибов, потому что, хотя и собрали всего 8, 3 из них…)
4)Аналогично с п. 2 определение предмета –объекта задачи (про птичек). Самостоятельно или в парах составление задачи про птичек и число 8. Прочтение задачи с помощью карточки с причинно –следственной связью (соседу или гостю).
5)Аналогично задача про яблоки и число 8.
Г) прыжок Лягушонка на 1 вправо (8+1=9)
Цифра 9, число 9.
9-й день недели? (такого дня нет)
9-й месяц? (У кого в сентябре день рождения)
Состав числа (давайте подумаем, из каких чисел можно составить число 9? –с помощью геометрических фигур из матем. набора, дети озвучивают свои варианты соседу, гостям)
На что похожа цифра 9?
Цифра 9, иль девятка, -цирковая акробатка:
Если на голову встанет, цифрой 6 девятка станет. (С. Маршак)// Л. Г. Петерсон, Н. Н. Холина. – 1 ступенька, 2 ступенька… -Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации –М., 2011г. (с. 202)
Д) самостоятельно придумайте задачу соседу или гостям про любой объект и число 9.
В кругу: что мы сегодня с вами успели сделать?. действительно, мы сегодня играли с вами, решали веселые задачки. Как вы думаете, какой волшебник помогал нам сегодня разделять числа на меньшие части? А складывать их в целое? Правильно, волшебник Дробления –Объединения! (демонстрация карточек)
Для нас с вами волшебник этот разделил числа на части, а объединить их в целое предлагает нам – попробуем? (игра «Живые числа или Соберемся в число»… -дети самостоятельно выбирают себе определенное число –цифру – пока звучит музыка – двигаются, по сигналу – объединяются в пары –тройки, образуя новой число)
Можно к этой игре подключать гостей (возможно усложнение игры –использование математических знаков –плюс и минус)
Подводится итог - обсуждение: что дети узнали нового, что понравилось, показалось особо интересным. Ответное слово гостей.
Использованная литература :
- Л. Г. Петерсон, Н. Н. Холина. – 1 ступенька, 2 ступенька… -Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации –м., 2011г.
- ОТСМ –ТРИЗ – РТВ технологии как универсальное средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста. – Н. М. Журавлева, Т. А. Сидорчук, Н. В. Хижняк –научно –методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений – 2007г.
- Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх -Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников (Методическое пособие для работников дошкольных учреждений) -2007г.