Галина Дудко
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Головные уборы» с использованием элементов технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ для педагогов ДОУ
Тема: «Головные уборы»
Подготовительная к школе группа
Место проведения: МБДОУ «детский сад №9 общеразвивающего вида»
ст. Варениковская
воспитатель Дудко Галина Николаевна
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Головные уборы“ с использованием элементов технологии ТРИЗ» размещена в разделах
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Цель: закрепление представлений у детей о том, как нужно обращаться с вещами (головные уборы); обогащение знаний детей о свойствах материалов, из которых они сделаны и их назначение, правильно произносить; пользоваться средствами интонационной выразительности.
Предварительная работа: чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа»; рассматривание иллюстраций о головных уборах, чтение пословиц, поговорок о головных уборах.
Материал: головные уборы, 2 шапки, картинки с изображением головных уборов.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Беседа по пословице «По Сеньке и шапка». У воспитателя на столе две шапки одна - мятая, старая, потрепанная, а вторая - аккуратная, красивая. Воспитатель предлагает сравнить обе шапки. Воспитатель - представим себе, что где-нибудь в селе жили два Сеньки. Один – ленивый, неряшливый, все делал кое-как. И дом у него плохой и крыша дырявая, и шапка на нем была (какая) вот эта - мятая, неказистая (показывает старую шляпу). Про него говорили с усмешкой: «По Сеньке и шапка!» А другой Сенька был ловкий, умелый, и дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка у него была (какая) - аккуратная, красивая вот эта. Про него люди говорили с уважением, как бы любуясь им: «По Сеньке и шапка!»
Упражнение на интонационную выразительность
Дети могут надеть шапку и произнести слова с усмешкой или с уважением. После этого предложить им побеседовать со своими шапками.
Воспитатель: Как вы думаете, ваши шапки довольны своими хозяевами? Нет ли у них обид на вас? Не хотите ли вы им что-нибудь сказать?
Дети любовно берут свои шапки, разглаживают, некоторые шепчут шапке слова извинения. Далее воспитатель классифицирует шапки по материалу: меховые, вязаные, пуховые, болоневые.
А что означает слово «шапка»? Для чего нужны шапки? (ответы детей) чтобы носить на голове. Воспитатель: А для чего на голове надо что-то носить? (ответы детей) Чтобы голове было тепло, или от солнца голову закрывать, чтобы не пекло или от дождя.
Воспитатель: слово «шапка» не русское. Оно произошло от французского «шапо» или «шап»- что означает покрышка. Какие покрышки вы знаете? Какие покрышки покрывают голову летом? Дети: косынки, панамы, пилотки, бейсболки.
Воспитатель: Какая главная работа у этих головных уборов? Дети:- защищать голову от солнца. Воспитатель: Какими они должны быть? Дети - легкими. А осенью? – капюшон, вязаные шапки. Какими должны быть головные уборы зимой? Для чего они нужны? Зимние шапки должны быть теплыми, меховыми…или пуховыми. А если шапка вязаная, не очень теплая, можно еще платок надеть вниз, чтобы было теплее.
Рассматривание подсистемных признаков шапки-ушанки и шляпы в сравнении.
Задание: «И шапка и шляпа покрывают голову, а чем они отличаются?»
Надсистема голова голова
шкаф шкаф
магазин магазин
Система шапка шляпа
Подсистема козырек верх
уши поля
верх стулья
Воспитатель: А чем раньше покрывали голову, когда еще не было ниток и люди не умели шить, вязать?
Дети – от солнца - можно было какой - нибудь лист найти и им голову накрыть. А зимой? - из шкур зверей делали.
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением Робинзона Крузо, который сшил себе меховой колпак, как древние люди. А почему все ваши шапки такие разные: - эта с помпончиком, - эта с бантиком, - эта с вышивкой, с цветочками. Для чего это? Чтобы красиво было.
Для осознания второстепенной функции головных уборов – украшающей - можно пригласить их в «театральный музей»; где дети рассматривают рисунки с изображением старинных шапок и шляп. Воспитатель: в старину шляпы украшают перьями, бантами, цветами. Шляпы были с широкими полями с множеством украшений:
И конечно, дамы эти
Важно ездили в карете
Ну, а в наши времена,
Представляешь, как смешна,
Мысль о том, что этой даме
Сесть в автобус вместе с нами!
Чем плоха и чем хороша такая шляпа? Почему смешно увидеть даму в такой шляпе и таком пышном платье в нашем автобусе? А мужчины носили «цилиндры» или «боливары». Здесь же в «театральном музее» можно рассмотреть «головные уборы», которые носили горожане и крестьяне – картузы, фуражки. Во время совместной деятельности можно устроить выставку- салон «Головные уборы» или сюжетно-ролевую игру «Магазин головных уборов», в процессе которых дети упражняются в классификации, применяя шапки, шляпы и другие головные уборы. Организовать мастерскую головных уборов, где изготавливается чалма для волшебника. Рисование – модели шляп и шапок для взрослых и детей.
Игра-викторина «Головные уборы сказочных героев». На столе - картинки, положенные изображением вниз. На картинках изображены головные уборы сказочных героев : полосатый колпачок Буратино, шляпа Гулливера…
Угадайте-ка, ребята:
Кто-то, где-то и когда-то
Все моря избороздил,
С корабля сошел по трапу
И в свою большую шляпу
Лилипутов посадил Кто?
…Красная шапочка и бабушкин чепец из сказки; шляпа Старухи Шапокляк, шлем древних воинов - витязей из «Сказки о Царе Салтане»; чалма для волшебника; шапка- невидимка и т. д. Водящий крутит волчок, берет картинку, на которую указывает стрелка, и отгадывает сказку. За правильный ответ получает фишку. Игра может проводиться командами.
В заключении воспитатель проводит рефлексию. Дети делятся впечатлениями о проведенном мероприятии, рассказывают, что им больше всего понравилось.