Елена Потапова
Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах, и их отношениях.
Задачи: Уточнить, и расширить знания детей о жизни муравьёв;
закрепить представление о насекомых;
познакомить с особенностями внешнего строения;
воспитывать бережное отношение к животному миру.
Публикация «Конспект прогулки „Наблюдение за муравьями“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Муравьи. Конспекты прогулок и наблюдений
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
Предварительная работа : Чтение сказки В. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»; чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; рассказа Л. Н. Толстого «О муравьях».
Ход наблюдения:
Воспитатель: Ребята послушайте, и отгадайте мою загадку, и постарайтесь отгадать про кого она?
-Побежали по дорожке
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри
- Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей? (Муравья)
Воспитатель: Правильно отгадали загадку, конечно ребята это муравей.
Воспитатель: Дети, а каких муравьёв мы знаем?
Ответы детей: чёрных, рыжих, красных.
Воспитатель: Ребята кто знает, как называется дом муравьёв? (ответы детей)
Воспитатель: Эти насекомые очень трудолюбивые, они всегда чем – то заняты. Живут муравьи большими семьями в муравейнике, но можно увидеть их, в гнилой древесине, в почве, а также под различными предметами, лежащими на земле. Некоторые виды не строят для себя гнёзд, а предпочитают захватить чужие. Многие виды муравьёв предпочитают селиться рядом с человеком.
Воспитатель: Ребята, интересно, а у нас на территории детского сада есть муравьи? Воспитатель предлагает детям разделиться на подгруппы, и найти муравьёв на территории участка, и рассмотреть их.
Воспитатель: Ребята, тело муравья состоит из 3-х основных частей, чётко разделенных между собой – это голова, которая соединяется с грудью и брюшком с помощью тонкой перемычки в виде талии. Все три части покрыты хитиновой оболочкой. На голове муравья можно увидеть усики, которые служат в качестве органов осязания. С их помощью насекомые улавливают запахи, колебания воздушных масс, а также колебания почвы. Муравьи в основном живут запахами, поскольку по запаху они определяют своих сородичей, определяют место нахождения корма, подают сигналы опасности.
Беседа по вопросам: - Ребята, как вы думаете, чем питаются муравьи?
А сколько у них лапок? (ответы детей)
Как вы думаете, муравьи приносят какую-нибудь пользу?
А живут они дружно?
Помогают ли муравьи, друг другу?
Воспитатель: Давайте с вами понаблюдаем, затем, как муравьи работают, и что они делают?
Воспитатель: Правильно, муравьи – хищники, они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».
Муравьи едят всё: других насекомых, грибы, семена растений, но особенно любят сладкое.
При похолодании муравьи впадают в спячку, и поэтому в этот период не питаются. Некоторые виды муравьёв, продолжают вести активный образ жизни, выживая за счёт созданных запасов. В обществе муравьев имеются солдаты, которые оберегают муравейник от посягательств, природных врагов, а также помогают захватывать другие территории.
Воспитатель: Ребята вы сказали, что муравьи живут в муравейниках. А из чего же они строят себе дом? (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Правильно, для постройки муравейника идут сухие веточки, соломинки.
Худ. слово: чтение стихотворения об муравьях – Автор Татьяна Аполлоновна
Муравей спешит куда-то
И соломинку несёт.
Повстречал в пути он брата,
Тот совет ему даёт:
«Брат, послушай, пусть я мельче,
В помощь ты прими труд мой.
Все пригорки, камни легче
Одолеть в пути домой».
Мудро груз они свой взяли…
Вот тебе и муравьи!
Нам пример всем показали
Дружбы, мира и любви.
Индивидуальная работа: Отработка прыжков с места.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте с вами поиграем.
1. Подвижная игра «Муравьи и дождик»
Цель игры: учить детей ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.
Ход игры: Дети - «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий муравей.
2. Подвижная игра «Собери муравейник».
Дети делятся на две команды и под музыку собирают свои муравейники, из подручных средств.
Трудовая деятельность на участке.
Коллективный труд по уборке территории участка - собрать на участке все сухие ветки, бумажки, камни.
Цель: учить трудиться сообща, воспитывать трудолюбие.
Самостоятельная деятельность детей, с выносным материалом.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, наша прогулка подходит к концу.
За кем мы сегодня наблюдали?
Что интересного мы узнали, и что мы теперь знаем о муравьях?
Какую пользу они приносят?