Кристина Колесникова
Конспект занятия по речевому развитию «Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование интереса детей к художественной литературе, через русско народные сказки.
Задачи:
-продолжать учить слушать художественное произведение, оценивать
поведение героев;
-формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу;
-активизировать словарный запас детей: зимовье, рубить избу, столбы
тесать, щепу драть, стены конопатить;
-обогащать словарный запас детей: «У страха глаза велики»;
- подвести к пониманию образного содержания пословиц;
- развивать внимание и монологическую и диалогическую речь;
-развивать зрительное восприятие;
-воспитывать у детей интерес к чтению художественного произведения,
стремление внимательно слушать.
Материал: сундучок; книга «Зимовье зверей»; мультимедийный проектор;
презентация к сказке.
Предварительная работа: знакомство со сказкой “ Зимовье зверей”,
обсуждение отличительных особенностей каждого героя.
Приветствие:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень.
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся.
(Дети садятся на стульчики)
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы!
-Ребята, скажите какое сейчас время года? (зима)
-А чем отличается зима от других времен года? (холодно, лежит снег и т.
д.)
- Ребята, а как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам
матушки - зимы?
- Хорошо им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады?
- А зимой можно отправляться в путешествия?
- Вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться
путешествовать в удивительную сказку. Но только на чем мы туда поедем?
Как нам в нее попасть? (на поезде, самолете, пароходе, автобусе, паровозе и
т. д.)
- А отправимся мы туда на нашем любимом паровозике! Вставайте друг за
другом и в путь!
Дети двигаются под весёлую музыку «Паровоз Букашка», хором
произносят: “Раз, два, три, в сказку попади”.
- Вот мы и приехали в сказку. Но в какую? Вы знаете? (нет)
А чтобы узнать, попробуйте отгадать загадки:
1. Розовая спинка, на спинке щетинка,
хвост крючком, а нос пятачком? (Свинья)
2. Грозный зверь, рога торчат,
И совсем не добрый взгляд.
С кольцом в носу он часто ходит,
Все стороной его обходят (Бык).
3. Хвост с узорами, а сапоги со шпорами,
Рано встает, громко песни поет? (Петух)
4. Мягкие лапки, на лапах царапки,
Ходит легко, любит молоко? (Кот)
5. Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу? (Баран)
6. Кто зимой холодной, ходит по лесу голодный? (Волк)
Молодцы, все мои загадки отгадали. Вы узнали, из какой сказки
герои (ответы)
(Звучит музыка «Волшебство»)
- Ребята, вы слышите музыку? Интересно, откуда она?
- Ребята, посмотрите, здесь есть волшебный сундучок. Что же в нем?
Воспитатель подходит к сундучку. Произносит слова:
Раз, два, три, Волшебный сундучок, Что-нибудь нам подари!
(Воспитатель вынимает из сундука детскую книгу «Зимовье зверей»,
показывает её детям)
Воспитатель уточняет у детей, что такое зимовье. Выслушивает ответы
детей, но пока ничего им не объясняет.
Чтение сказки «Зимовье зверей».(чтение сказки сопровождается
показом иллюстраций на слайдах)
После прочтения сказки воспитатель задаёт вопросы:
-О чем рассказывается в сказке? (о том, как звери строили зимовье)
-Как вы поняли, что означает слово «зимовье»? (дом)
-Для чего звери построили себе дом? (чтобы жить, зимовать)
-Кто что делал?
(бык «столбы тесал»- выравнивал бревна;
баран «щепу драл» - мелко колол дерево на щепки;
свинья «глину месила», кирпичи клала;
кот мох носил, «стены конопатил» - затыкал щели в стенах; петух крышу
крыл.)
-Что значит «рубить избу»? (строить дом)
-Что случилось однажды? (пришли волки)
-Как зверям удалось спастись? (звери испугали волков)
-Вам понравилась сказка?
Обрадовались звери, что спаслись от волка и на радостях стали
веселиться, танцевать. Ребята, давайте, и мы с вами отдохнем немножко.
Физкультминутка «Зимушка-зима»
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому
снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Разъяснение пословицы, продолжение беседы.
Есть такая пословица: «У страха глаза велики» как вы ее понимаете?
(Страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным,
ужасным).
-О ком можно так сказать в нашей сказке? (о волке)
-Что показалось волку?
Я прочту об этом еще раз (читаем еще раз отрывок о волке)
Итак, дети, волк испугался того, чего на самом деле нет.
Ну что ребята, в гостях у сказки мы побывали, сказку почитали, а теперь
нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте закроем глаза и произнесем слова: “Раз, два, три, из сказки
выходи”.
Рефлексия.
- Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня были? (в сказке)
- Что делали? (читали сказку)
- Какую сказку читали? («Зимовье зверей)
- Вам понравилась сказка?
- Зачем нужны книги? (чтобы узнавать много нового и интересного)
(Воспитатель подводит итог)