Ольга Купова
Конспект летней тематической прогулки для детей старшего дошкольного возраста «Ветер-ветерок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект летней прогулки для детей старшего дошкольного возраста.
Тема : «Ветер-ветерок»
Цель:
Научит детей определять силу и направление ветра посредством использования метеорологических приборов: ветряного рукава и флюгера.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с метеорологическими приборами: флюгером и ветряным рукавом.
Развивать наблюдательность и логическое мышление в процессе наблюдения за ветром.
Вызвать интерес и потребность научиться определять погодные явления.
Публикация «Конспект летней тематической прогулки для детей старшего дошкольного возраста „Ветер-ветерок“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Ветер. Наблюдения, прогулки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Прогулка. Наблюдаем за облаками, ветром, дождем
- Старшая группа
- Темочки
Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова к слову «Ветер».
Развивать умение ориентироваться в пространстве, быстроту и маневренность во время бега.
Воспитывать интерес к изучению природного явления «ветер».
Предварительная работа: знакомство с метеоплощадкой, беседы о погоде, временах года, о погодных явлениях наблюдения за погодой на метеоплощадке, работа с календарем природы в группе, разучивание стихов о погодных явлениях, погоде, временах года.
Словарная работа:
воздушный змей, метеоплощадка, метеостанция, метеоролог, флюгер, ветряной рукав, «ловушка ветра», погодные явления, ясная, облачная, ветреная погода, осадки.
Оборудование:
метеоплощадка с приборами, мел, мольберт, воздушный змей, ленточки (синяя и красная, влажная салфетка для исправлений
Картинки с изображениями :
Определение силы ветра с помощью рукава
Одуванчики
Парусник
Воздушный шар
Круговорот воды в природе
Дым из труб
Метеорологический флюгер с датчиком скорости ветра
Ветряки
Растения, опыляемые ветром
Мельница
Воздушные змеи
Ход прогулки:
Воспитатель рассказывает новость.
- Ребята, сегодня утром мне пришло электронное письмо от героя одного известного мультфильма, а какого именно вы узнаете, прослушав эту песенку. (включаю аудиозапись из мультфильма
-Догадались, из какого мультфильма эта песня? - Верно, ребята, это «Фиксики». А письмо мне прислал Дим Димыч. Хотите узнать, что он написал? - Тогда слушайте внимательно: (текст письма) «Здравствуйте, ребята! Вчера мой папа подарил мне воздушного змея на день рождения! Я хотел сразу же бежать на улицу, чтобы его запускать, но папа сказал, что, для этого должны быть определенные погодные условия. Мы с Ноликом решили попробовать запускать его сегодня, но никак не можем определиться с погодой. Ребята помогите нам, пожалуйста, напишите, подходит ли погода для игры с воздушным змеем или нет. Будем с нетерпением ждать от вас ответа. Подпись: Дим Димыч». - Ну что, ребята, поможем нашему другу определить какая сегодня погода? (ответ детей)
Для начала предлагаю сделать зарядку для ума, а помогут нам в этом загадки. Внимание о, каком природном явлении идет речь?
Он на лужах, посмотри, Выдувает пузыри. Хочет, чтобы я и ты Не забыли про зонты. (Дождь)
Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе.(Облака)
По полю рыщет, поет да свищет,, Деревья ломает, к земле приклоняет.(Ветер)
Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все. . (Солнце)
Это важный показатель, Градусник - ее приятель. Если жарко - высока, А в мороз она низка. (Температура)
Итак, как же можно назвать солнце, дождь, ветер, температуру одним словом?
-Правильно, это погодные явления. Погода — это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
-Итак, давайте внимательно посмотрим, какие погодные явления мы можем определить?
-Отлично, мы можем посмотреть, почувствовать, вспомнить народную мудрость, наблюдать за растениями и животными.
А вы знаете как называется профессия, когда люди наблюдают и измеряют разные погодные явления?
Предполагаемые ответы: метеорологи
-Тогда подскажите, как они это делают?
Предполагаемые ответы: Они наблюдают за погодными явлениями на специальной метеостанции с помощью приборов, и все записывают в свои дневники.
-Вот здорово, я предлагаю вам тоже стать метеорологами и пойти на нашу метеоплощадку, согласны?
-Итак, переходим к делу, уважаемые метеорологи.
Предлагаю сделать записи природных явлений на доске. Дети делают зарисовки на магнитно-маркерной доске:
Солнышко, тучки с дождиком, облака, ветер-стрелочка, градусник
Отлично, тогда давайте –ка подумаем, при какие погодные условия повлияют на полет воздушного змея и почему?
-Вот подсказка- стихотворение:
Наклоняется трава. Шелестит весь день листва. И деревья сами Двигают ветвями. Наш цветной воздушный змей Стал проворней, веселей – Он летит и скачет – Что всё это значит? Знают взрослые и дети: Это значит – нынче ветер! Л. Стефанович
-Ваши ответы, юные метеорологи, так какие природные явления повлияют на запуск воздушного змея?
Предполагаемые ответы: ветер, потому что без ветра не полетит, а при сильном ветре сломается; осадки, потому что дождь и туман намочат змея и он не взлетит.
Итак, как можно описать ветер? Давайте начнем с того, какие бывают ветра:
Предполагаемые ответы: порывистый, попутный, легкий, шквальных, пронизывающий, свистящий, холодный, знойный, освежающий, изменчивый, бодрящий, ураганный, встречный, влажный, пыльный, студеный, сквозной, пахучий, слабый.
-Подскажите коллеги-метеорологи, что такое ветер и зачем он нужен?
Предполагаемые ответы: Ветер-это перемещение воздушных масс.
Он помогает опылять растения
Его используют для выработки электричества
Его используют для путешествий на воздушном шаре
Ветер используют для запуска воздушных змеев
верер развеивает смог, проветривает и людям легче дышать
Ветер разносит семена и помогает растениям в размножении
Ветер вращает лопасти мельниц и его использовали для помола зёрен
Ветер приносит влагу на сушу в виде дождей
Ветер наполняет паруса путешественников
-Я принимаю ваши объяснения, предлагаю приступить к измерениям.
-Посмотрите внимательно сколько здесь разных приборов. Как же нам разобраться, какие приборы помогут нам измерить силу ветра и укажут его направление?
-Может кто-то знает, что это за прибор и как он помогает метеорологам?
Предполагаемые ответы: Это ветряной рукав или ловушка ветра, представлен неподвижным стержнем, на котором подвешен тканевый мешок в виде колпака. Ветряной рукав служит для определения силы и направления ветра. Если рукав опущен, то ветра нет, если рукав колышется, по ветер есть, если рукав надут и не падает, то ветер сильный. Ветряной рукав, как рука указывает направление ветра.
Вот интересно, почему же этот прибор называется «ветряной рукав», коллеги, кто может объяснить?
Предполагаемые ответы: Он похож на рукав (сшит из специальной ткани, только зашитый и поэтому похож на ловушку для ветра. А также он как рука показывает направление.
-А давайте поиграем со словом «Ветер» какие вы знаете родственные слова к слову ветер?
Предполагаемые ответы:
Ветерок, ветрище, проветривать, ветрянка, выветривать, ветроопыление, ветрозащита, безветренный, ветродуй, заветренное, ветровка, ветрянка, ветрюга, ветрозащита.
-Давайте внимательно посмотрим, что же показывает наш ветряной рукав?
Предполагаемые ответы: рукав сильно колышется-это значит есть сильный ветер, и он дует в сторону…
-Отлично, я предлагаю обратить внимание еще на один прибор (подходит к флюгеру). Итак, внимательно посмотрите, подумайте на что похож этот прибор и для чего он?
Предполагаемые ответы: Этот метеорологический прибор называется флюгер. Состоит из неподвижного стержня- шеста, на котором закреплена подвижная часть в виде металлической пластины –стрелки, она называется флюгарка, которая указывает направление ветра по сторонам света (севе, юг, запад и восток). Пластина может быть разной формы (в виде стрелки, петушка, кораблика). В настоящее время профессиональный флюгер имеет пропеллер, с электронным датчиком, определяющим скорость ветра
-Давайте сравним показания двух метеоприборов : ветряного рукава и флюгера, что вы можете сказать коллеги?
Предполагаемые ответы: оба прибора показывают одно и тоже направление.
- Таким образом, подведем итоги, юные метеорологи какой прибор на нашей метеостанции служит для определения силы и направления ветра?
-Предлагаю записать наблюдения на доске сильный или слабый ветер? Какой длины будет стрелка? (один из детей делает зарисовку). Все согласны с записью? Дим Димыч будет рад получить точный ответ.
- А теперь я предлагаю метеорологам сделать перерыв и превратиться в ветер, согласны?
Игра проходит за пределами метеоплощадки на очерченной территории.
-Итак, по нашей планете (очерченный круг) летает холодный северный и теплый южный ветра. Холодный ветер какой ленточкой отметим? (синей) Он замораживает, а теплый –красной ленточкой, он размораживает. Вот и посмотрим какой ветер быстрее. А выбрать ветерки поможет нам считалочка
Ветерочек, ветерок, дует с юга на восток.
В море волны гонит, в поле травку клонит.
Проигрываем игру 3 раза
-Очень быстрые ветры летали на нашей планете, скажите ветры, все ли тучки и облака разогнали? Дим Димычу что передадим? Предлагаю завершить работу метеорологов и сделать следующую запись об осадках
возвращаемся на метеоплощадку
-Итак, коллеги, кто может сделать запись? (желающий записывает прогноз). Все ли согласны? Объясните.
Итак, ребята давайте подведем с вами итог: подходит погода сегодня для запуска змея? - Молодцы метеорологи! Наше письмо готово, осталось только его отправить. (фотографирую)
-Отличная новость пришла по электронной почте от Дим Димыча, он благодарит нас за помощь и предлагает нам найти подарок-сюрприз
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака.
(воздушный змей)
-Прекрасно, а теперь от слов к делу проверим поможет нам ветерок запустить воздушного змея или нет, проверим?
Переход в самостоятельную игровую деятельность.
В течении прогулки организуется трудовая деятельность по поливу цветника и подметанию веранды.