Томилина Светлана
Формирование естественно-научной грамотности через опытно-экспериментальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Естественно-научная грамотность – это способность использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека.
Детям свойственно быть любопытными и интересоваться происходящим вокруг. То, что взрослым кажется привычным и обыденным, ребёнку ново и незнакомо. Ответы на свои вопросы дети могут искать с помощью увлекательных экспериментов, опираясь на уже имеющиеся знания.
Конкретный собственный опыт, а не объяснение и демонстрация волшебства приведёт к тому, что дети захотят учиться. Очень важно сделать так, чтобы у ребёнка получилось его собственное исследование, тогда цикл запустится: успех родит мотивацию, а мотивация даст успех.
Проанализировав содержание уголка опытно-экспериментальной деятельности, мы пришли к выводу, что он не соответствует требованиям ФОП ДО. Дети не проявляли интереса к данному центру при самостоятельной деятельности, хотя экспериментировать под руководством воспитателя они очень любят. Был проведён анализ возможных достижений ребёнка в данном возрастном периоде, изучена методическая литература. Весь имеющийся материал был систематизирован и соответствующе оформлен.
По инициативе детей наш центр экспериментирования получил название «Лаборатория «Эксперименты без границ».
Название как нельзя точно отражает принцип доступности: все материалы и оборудование находятся на открытых полках на уровне глаз ребёнка, формы и методы обучения соответствуют возрасту. Был создан логотип нашей лаборатории.
Так как стандартные опыты, подобранные на основе тематического планирования и программы ДОУ мы проводим в блоке совместной деятельности, хотелось сделать, что-то необычное и интересное для самостоятельной деятельности ребят. На основе картотек «Нескучной лаборатории» были сформированы кейсы опытов, к которым были оформлены технологические карты и карты фиксации.
Кейс – это корзина в которую сложено всё, что нужно для самостоятельного проведения конкретного опыта, включая технологическую карту и карту фиксации. Почему мы выбрали эти опыты? Картотеки опытов «Нескучной лаборатории» отличаются необычностью и новизной, что позволяет ещё сильнее заинтересовать детей и вовлечь их в удивительный мир экспериментирования.
Коллекционирование – ещё один вид исследовательской деятельности, которому мы уделили большое внимание в нашей лаборатории. Коллекционирование позволяет развивать у детей познавательную и творческую активность, расширять кругозор. К коллекциям были разработаны карты-подсказки и карты-фиксаторы, которые ребёнок заполняет при работе с выбранной коллекцией.
В заключение хочется подчеркнуть, что именно такой подход, направленный на развитие у детей желания самостоятельно получать новую информацию развивает в них уверенность в собственных силах, самоорганизацию, саморегуляцию, мотивацию. А для этого, всего лишь, надо предоставить ребёнку заботливо созданную образовательную среду и разрешить им быть настоящими исследователями в их лаборатории «Эксперименты без границ».