Галина Черникова
Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению в старшей речевой группе для детей с ОНР «Звук [С] и буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Закреплять навык четкого произношения и различения звука «С»:
- выделение звука «С» из состава слова;
- вызывание звука «С»;
- изолированное произношение;
- произношение звука «С» в словах;
- подбор слов-антонимов;
- определение места звука в слове;
- употребление звука «С» во фразовой речи.
2. Развивать фонематическое восприятие и связную речь.
3. Знакомство с буквой «С», «с».
Оборудование:
мешок с предметами: санки, снеговик, снежок, сова, снегирь, снегурочка, носок;
Публикация «Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению в старшей речевой группе для детей с ОНР „Звук [С] и буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
предметные картинки, в названии которых есть звук «С»; предметы посуды, картинки продуктов питания.
Пособие: «гусенички», квадратики синего цвета, синий замок, синий «звуковичок», изображение буквы «С».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
(Дети вместе с учителем-логопедом стоят посередине группы.).
Учитель-логопед: Сегодня мы вспомним и назовем признаки зимы.
Что бывает зимой?
Дети: Зимой бывает: снег, снегопад, метель, вьюга, мороз, холод.
Учитель-логопед: А когда день ясный, и светит солнце, как говорят, день какой?
Дети: День солнечный, морозный.
Учитель-логопед: Снег что делает от солнечных лучей?
Дети: Снег сверкает, слепит, переливается.
Учитель-логопед: А что бывает в пасмурный день?
Как задувает и воет вьюга? («в-в-в.»)
А как свистит ветер в трубах домов? («с-с-с.»)
Возьмите волшебные пузыречки и покажите, как свистит в трубах ветер.
(Дети берут пузырьки и свистят в них.)
(Раздается стук в дверь. Входит Снегурочка с большим мешком.)
Снегурочка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я Снегурочка! Я знаю, что зима кончается. Вот я возвращалась домой по лесной тропинке и наткнулась на этот мешок. Вспомнила, что с ним ходил мой дедушка - Дед Мороз. Подняла мешок, а он - тяжелый. Видно. Дед Мороз потерял подарки. Давайте посмотрим, что там лежит?
(Снегурочка достает из мешка предметы, в названии которых есть звук «С». Дети называют: санки, снегурочка, снеговик, снежок, снегирь, сова, лиса, носок.).
Снегурочка: Ребята, вы заметили, что во всех словах, обозначающих эти предметы, повторяется общий звук? Вы догадались, какой? (Звук «С».) С ним-то мы и поиграем сегодня!
II. Введение в тему «Согласный звук «С»».
Учитель-логопед: Давайте еще раз произнесем этот звук и посмотрим друг на друга.
Что делает ротик? (Улыбается.)
Звук «С» - веселый.
Зубки сближены, кончик языка упирается в нижние зубы. Воздушная струя идет посередине языка.
Что можно сказать про этот звук?
Дети: Звук «С» - согласный, глухой, твердый. Живет в синем замке и дружит с синим звуковичком (показ картинки).
Учитель-логопед: Молодцы, ребятки! Много вы знаете про этот звук, а теперь давайте поиграем с ним.
а) игра «Поймай звук «С» - хлопнуть в ладоши, когда услышите звук «С»,
а, у, с, з, и, с, за, та, су, дым, сом.
б) игра «Доскажи словечко» - логопед начинает слово, дети договаривают
но. .(с); абрико. .(с); подно. .(с); бу. .(сы);
ква. .(с); анана. .(с); ко. .(са); воло. .(сы);
ле. .(с); автобу. .(с); ли. .(са); коле. .(со).
Учитель-логопед: Молодцы! Поиграли со словами да забыли про нашу гостью. Снегурочке пора в дорогу, а мы ее ничем не угостили.
в) игра «Выдели слова с заданным звуком»
Учитель-логопед: Посмотрите на стол. Что нам нужно для того, чтобы накрыть его для угощения?
Дети: Нам нужна посуда.
Учитель-логопед: Посмотрите внимательно и отберите только ту посуду, в названии которой есть звук «С», назовите ее, поставьте на другой стол. (Дети отбирают предметы: самовар, стакан, поднос, миска, кастрюля, сковорода, сахарница, солонка, соусник, салфетница.)
г) игра «Составь предложение»:
Учитель-логопед: А теперь, когда мы расставили на столе посуду, в названии которой есть звук «С», мы должны придумать меню - угощение из продуктов со звуком «С».
(На другом столе лежат картинки продуктов, в названии которых есть звук «С»: мясо, рис, капуста, соус, соль, сом, сахар, сметана, масло, сыр, сливки, сосиски.
Дети берут картинки и по ним составляют предложение.)
Учитель-логопед: Что мы сварим в кастрюле?
Дети: В кастрюле мы сварим рисовый суп с мясом. На сковороде зажарим сома.
Сделаем капустный салат, добавим чеснок и польем маслом. Отварим сосиски и польем соусом. Сделаем бутерброд с маслом, сыром и колбасой.
Учитель-логопед: Молодцы! Много угощений приготовили для Снегурочки. Вы работали, устали, приглашайте гостью поиграть.
III. Физкультурная минутка «С неба падают снежинки».
С неба падают снежинки. Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.) Вон лисица в поле скачет. Словно мягкий рыжий мячик.
(Прыжки на месте.) Ну а мы идем, идем
(Ходьба на месте.) И к себе приходим в дом.
(Дети вместе со Снегурочкой садятся за столы. Перед ними стоят стаканы, а под ними картинки: абрикос, ананас, апельсин, персик, свекла, капуста, смородина.)
IV. Словообразование: игра «Скажи правильно» - образование относительных
прилагательных.
Учитель-логопед: Перед вами стаканы, под ними картинки. Представьте, что вы пьете сок этих фруктов или овощей.
(Дети имитируют действие.) Стакан какого сока ты выпила, Снегурочка?
Снегурочка: Я выпила стакан персикового сока.
Дети: Я выпил стакан абрикосового сока.
- апельсинового сока.
- ананасового сока.
- персикового сока.
- сливового сока.
- свекольного сока.
- капустного сока.
- смородинового сока.
(Дети отодвигают стаканы и берут «гусеничку» с картинкой и синим квадратиком.)
Учитель-логопед: Что обозначает синий квадратик?
Дети: Звук «С».
V. Игра «Определи место звука в слове».
Учитель-логопед: Назовите свою картинку и определите на «гусеничке» место звука «С» в слове.
VI. Игра «Скажи наоборот» - употребление антонимов.
кислый -.. ; низко -.. ;
трусливый -.. ; медленно -.. ;
веселый -.. ; дружить -.. ;
пасмурный -.. ; сидит -.. .
VII. Буква «С», «с».
Учитель-логопед: А теперь я вам покажу, какой буквой на письме обозначается звук «С». Почитаем: АС. ОС. УС. ЫС.
VIII. Подведение итога.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо играли, отвечали на вопросы, выполняли разные задания. Снегурочка, тебе понравилось у нас в гостях?
Снегурочка: Да, мне понравились ваши игры, я бы хотела в них поиграть со своими друзьями - зверями зимнего леса. Напомните, пожалуйста, какие игры были у вас и что делали?
«Поймай звук «С»» - хлопали в ладоши.
«Найди общий звук» - отбирали посуду, продукты.
«Придумай предложение» - составляли предложения со словами, имеющими
в названии звук «С».
«Скажи наоборот» - подбирали слова наоборот. Учитель-логопед: Запомнила. Снегурочка?
Снегурочка: Да, молодцы ребята, спасибо вам за все. А теперь мне пора возвращаться к Деду Морозу, он меня заждался, нам надо уезжать к себе на Север. До свидания! Встретимся следующей зимой.