Ирина Коптелова
Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе для детей с ОНР «Звук [Н]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе для детей с ОНР.
Тема: Звук «Н»
Коптелова И. Н., учитель-логопед
второй квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13»
Город Снежинск.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Учить детей слушать и слышать звук «Н» в различных языковых структурах;
2. Развивать умение распознавать и отслеживать, вычленять звук «Н».
Публикация «Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе для детей с ОНР „Звук [Н]“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
3. Учить детей отслеживать и запоминать кинестетические ощущения при произношении звука «Н».
4. Уточнение и закрепление акустико – артикуляционной характеристики согласного звука «Н».
5. Закрепление понятий – гласный – согласный звук, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой.
6. Развитие общей моторики, координации движения.
7. Развитие психологической базы речи: произвольного восприятия, внимания, памяти и мыслительных операций.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать взаимовыручку в коллективе;
Предварительная работа: Чтение воспитателями сказки А. Н. Толстого «Буратино».
Оборудование:
1. Игрушка Буратино,
2. Демонстрационные фишки красного, синего, зелёного цвета
3. Автобусы,
4. Карточка «IV лишний».
5. Сигнальчики синего цвета.
6. Предметные картинки: слон, носки, муха, картина, босоножки, замок, нарцисс, телефон.
7. Картинки-раскраски: Артемон, Буратино, Мальвина, Арлекино.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Сядет тот, чьё имя я назову шёпотом (Максим, Рома, Даша, Ильяс, Алёша, Полина).
Дети садятся.
Логопед: Дети, отгадайте мою загадку:
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?.
Логопед: Молодцы, правильно. Это Буратино!
Появляется игрушка Буратино.
Буратино: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй Буратино!
Логопед: Буратино, будь гостем на нашем занятии.
2. Логопед: Дети, чем Буратино не похож на нас с вами?
Дети: У Буратино длинный нос, он сделан из дерева…
Логопед: Да, Буратино очень любопытный и поэтому у него вырос такой длинный нос.
В слове нос, какой первый звук?
Дети: В слове нос первый звук «Н».
Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуком «Н».
Произнесите звук «Н». Почувствуйте, как воздух проходит через нос. Попробуйте зажать нос и произнесите звук ещё раз. Не получается? Вот это и доказывает нам, что воздух проходит через нос.
Как вы думаете, это гласный или согласный звук?
Дети: Звук «Н» - согласный.
Логопед (спрашивает разных детей):
Что делают губы? (В улыбке)
Что делают зубы? (Зубы не соединяются)
Что делает язык? (Кончик языка касается верхних зубов)
Логопед (указывая на фишки – красную, синюю, зелёную): А какой фишкой обозначить звук «Н»? Красной?
Дети: Нет. Звук «Н» - не гласный, воздушная струя встречает преграды.
Логопед: Значит звук «Н», какой?
Дети: Звук «Н» согласный.
Красная фишка убирается.
Логопед: Что вы ещё знаете о звуке «Н»?
Дети: Звук «Н» - звонкий, т. к. голосочек работает, (дети отвечают после тактильного контроля).
Логопед: Какую же фишку выбрать для звука «Н»?
Дети: Синюю, т. к. звук «Н» - твёрдый, потому что язычок не напряжён.
Зелёная фишка убирается. На доске остаётся синяя фишка с колокольчиком.
Логопед: Характеристику звука «Н» расскажет Алёша.
Алёша: Звук «Н» согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем его синим кружком с колокольчиком.
Логопед: А теперь все вместе повторим.
Дети: Звук «Н» согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем его синим кружком с колокольчиком.
Игра «Поймай звук «Н»
Логопед: А сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук «Н» от других звуков.
Если услышите звук «Н» - поднимите синий сигнал.
Н, П, О, К, А, Н, Т, Н, Н, У. Н, Р, У, Н…;
НА, ОП, ИН, НО, ОН, МЫ, ПА, НУ…;
СЛОН, БАНАН, ДОМ, НОС, СЫН, СТУК,.
Логопед: Отлично! Вы были очень внимательными.
Игра «Запомни и повтори»
НА-НО-НУ НЭ-НА-НО НА-НЫ-НУ-НО
АН-ОН-ЫН ИН-УН-ЫН АН-АН-ОН-УН
Игра «Живые звуки»
Логопед приглашает к доске двоих детей.
Логопед: Дети, а сейчас мы поиграем в игру «Живые звуки»
Полина, ты будешь звук «А».
Ильяс, а ты будешь звук «Н».
Детям в руки даются демонстрационные фишки (Полине – «Колобок А», Алёше - синий круг с колокольчиком). Полина и Ильяс встают рядом, лицом к детям, в руках фишки.
Логопед: Рома, прочитай, что получилось?
Рома: АН
Логопед: А теперь все вместе прочитаем.
Дети: АН
Логопед: Полина и Алёша, поменяйтесь местами.
Максим, какой теперь первый звук?
Максим: Первый звук «Н».
Логопед: Даша, какой второй звук?
Даша: Второй звук «А»
Логопед: Максим, прочитай, что получилось.
Максим: НА.
Логопед: А теперь все вместе прочитаем.
Дети: НА
Логопед: А что обозначает маленькое слово «НА»? Когда мы его говорим?
Дети: Слово «НА» мы говорим, когда хотим кому-нибудь, что-то дать.
Аналогичная работа проводится со звуками «О», «Н».
3. Физкультурная пауза.
Выполняется 2-ды. Проводит кто-то из детей.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл!
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
4. Работа со словами.
На доске картинки. Все слова по порядку проговариваем. Убираем картинки, в названиях которых нет звука «Н».
Например.
Логопед: Рома, кто это?
Рома: Это слон. Слон – это животное жарких стран.
В слове слон есть звук «Н»
Логопед: Максим, что это?
Максим: Это носки. Носки – это одежда.
В слове носки есть звук «Н»
Логопед: Даша, кто это?
Даша: Это муха. Муха – это насекомое.
В слове муха нет звука «Н».
Картинка убирается.
И т. д.
На доске остаются картинки, в названиях которых есть звук «Н». Игра «Автобусы» проводится с использованием этих картинок.
Игра «Автобусы»
Дети делятся на три команды.
На доску выставляются 3 автобуса с синими фишками в 1, 2, 3 окошечках.
Логопед: Ваша команда выбирает картинки, в названиях которых звук «Н» в начале слова и под каким автобусом кладёт?
Даша: Под автобусом с фишкой в 1 окошке.
Логопед: Ваша команда выбирает картинки, в названиях которых звук «Н» в середине слова и под каким автобусом кладёт?
Максим: Под автобусом с фишкой в среднем окошке.
Логопед: Ваша команда выбирает картинки, в названиях которых звук «Н» в конце слова и под каким автобусом кладёт?
Ильяс: Под автобусом с фишкой в последнем окошке.
Правильность выполнения задания проверяется логопедом вместе с детьми. Каждое слово произносим, выделяя звук «Н».
Буратино: Дети, а в каком же автобусе поеду я?
Полина: В слове Буратино звук «Н» в середине слова, значит он поедет во втором автобусе.
Логопед: Молодцы! Вы справились с заданием!
Игра «Четвёртый лишний»
Буратино: Ребята, а я тоже приготовил для вас задание. Посмотрите на доску.
Карточка, на ней герои сказки А. Н. Толстого «Буратино»: Мальвина, Артемон, Базилио, Арлекино.
Называем по очереди сказочных персонажей.
Буратино: Кто из сказочных персонажей лишний и почему?
Называем по очереди каждого.
Свои ответы дети говорят Буратино и логопеду на ушко.
Логопед: Даша, какая картинка лишняя и почему?
Даша: Лишний – Базилио потому, что Арлекино, Артемон и Мальвина – это друзья Буратино, а Базилио – враг.
Логопед: Молодец, Даша! А ещё, дети, почему Базилио лишний? Давайте ещё раз назовём этих сказочных героев.
Перечисляем сказочных персонажей, выделяя в словах звук «Н».
Логопед: Максим, почему ещё Базилио лишний?
Максим: Базилио лишний потому, что в его имени нет звука «Н», а в остальных именах есть.
Логопед: Молодцы!
5. Итог занятия.
Логопед: Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились?
Дети: Сегодня мы познакомились со звуком «Н» - он согласный, твёрдый, звонкий – обозначаем его синим кружком с колокольчиком.
Буратино: Дети, у меня для вас есть небольшой подарок, картинки (картинки для раскрашивания) – портреты моих друзей: Артемона, Мальвины, Арлекино и мой – Буратино. Какой звук есть во всех этих именах?
Дети: Звук «Н».