Татьяна Андронова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте подготовительная к школе группа Тема: «Звук и буква Т».
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
подготовительная к школе группа
№6 «Звездочки»
Тема : «Звук и буква Т».
Подготовила :
учитель-логопед Андронова Т. А.
г. Советский
январь, 2015 г.
Цель: формировать у детей фонематическое восприятие.
Программное содержание :
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте подготовительная к школе группа Тема: „Звук и буква Т“,» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнять фонетическое представление о новом звуке [Т], познакомить с буквой Т.
Коррекционно-развивающие:
1. Продолжать учить выделять звук [Т] из слов, определять место звука в слове.
2. Развивать умения различать на слух количество звуков в слогах, их последовательность, проводить звуко-буквенный анализ слова.
3. Закреплять умения составлять и анализировать предложения, выкладывая схему.
4. Упражнять детей в образовании формы множественного числа существительных.
5. Развивать моторику пальцев рук.
6. Развивать слуховое внимание, память, мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Предварительная работа: игры на развитие мелкой моторики, определение позиции звуков.
Индивидуальная работа: следить за правильным произношением звука [Л] Ангелина М., Гена Х., Света Ш. ; звуки [Р-Р`] Дима А., звуки [Ш, Ж] Катя П.
Материал к занятию :
Демонстрационный: буквы А, У, И, П заштрихованы, книга с иллюстрациями к сказке, напечатанная сказка, схема характеристики звуков, предметные картинки: принцесса, щит, Петрушка, замок, стрелы, «доски» картон синего цвета, веточка дерева, две стрелы.
Раздаточный: перфокарты для определения позиции звука, стеклышки, тарелочки, тарелочки с песком, клейкая бумага с вырезанной буквой Т, фишки синего и красного цвета, буквы У, Т, полоски для составления предложений.
Методы и приемы:
Словесные: объяснение, указания, чтение сказки, загадка, вопросы, поощрение.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, иллюстрация буквы Т.
Практические: выполнение заданий «Найди картинку», «Выкладывание буквы из песка», определение позиции звука в слове, составить предложение.
Игровые: игровая ситуация «Найти иллюстрации к сказке», игровое задание «Найди, какая буква спряталась».
Ход работы:
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Я хочу сегодня с вами поиграть. Назовите, какие буквы здесь спрятались?
Дети: Буквы А, У, И, П.
Логопед: Правильно.
2. Сюрпризный момент.
Логопед: Ребята, смотрите книга. Посмотрим, что здесь написано?
Дети: Да.
Логопед: Я прочитаю книгу, в которой написана сказка: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У него была дочь принцесса тома, прекраснее которой не было на всем белом свете. Узнал об этом Змей Горыныч, и украл прекрасную принцессу. Опечалился царь, никто ему не мог помочь. Услышал об этом принц Святослав и вызвался найти принцессу Тому». Ребята, а продолжения нет, не хватает страниц. Здесь лежит записка: «Помогите найти страницы к сказке. Книга». Ничего не могу понять? Ребята, что делать?
Дети: Нужно помочь книге найти страницы.
Логопед: Отправимся в волшебное путешествие, а поможет нам один звук. Назовите, какой один и тот же звук звучит в именах Тома, Святослав?
Дети: Звук [Т].
3. Характеристика звука [Т].
Логопед: Произнесите звук [Т].
Дети: [Т].
Логопед: Расскажите, что делает язычок, когда произносим звук [Т]?
Дети: Стучит по бугоркам.
Логопед: Попробуйте спеть [Т]. Что можете сказать, получилась песенка?
Дети: Нет, песенка не поется.
Логопед: Положите ладошку на горло и произнесите звук [Т]. Голос поет или спит?
Дети: Голос спит.
Логопед: Звук [Т] – согласный, твердый, обозначаем синей фишкой, глухой. Звук [Т] поможет найти страницы, продолжение сказки.
4. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Чтобы начать поиски первой страницы, нам звук [Т] дает подсказку. Вы должны закрыть глаза, я буду называть слова, когда услышите в слове звук [Т], хлопните в ладоши: сапоги, стрела, принц, страница.
Логопед: Молодцы, ребята! А вот и первая страница, вкладываю в книгу. Отгадайте загадку.
Ангелина: Я на том берегу,
Я на этом берегу,
Через речку перебраться
Я вам помогу.
Дети: Мост.
Логопед: Ребята, чтобы перейти речку мы должны построить мост. Нужно взять «доски», если в названии картинок есть звук [Т].
(Дети выполняют).
Логопед: В каких словах есть звук [Т]?
Дети: В словах щит, стрелы, страница.
Логопед: Правильно. Построили мост, можно проходить. Вот еще страница, какое волшебство! Что будем делать дальше?
Логопед: Посмотрите, какой туман закрыл наш путь. Для того, чтобы пройти дальше, мы должны найти, где находится звук [Т] в имени Тома.
(Дети выполняют).
Логопед: Где находится звук [Т] в имени Тома?
Дети: В имени Тома звук [Т] находится в начале слова.
Логопед: Положите камешек на ту часть слова, где находится звук [Т] в имени Святослав.
(Дети выполняют).
Логопед: Где находится звук [Т] в имени Святослав?
Дети: В имени Святослав звук [Т] находится в середине слова.
Логопед: Ребята, вы хорошо справились! Мы нашли звук [Т] в именах Тома, Святослав. Вот продолжение сказки. Теперь куда пойдем? Куда указывает стрелка?
Дети: На веточку.
Логопед: Ребята, веточка пропустит нас, тогда, когда мы скажем, сколько слогов в слове принц? Сколько слогов в слове принц?
Дети: В слове принц один слог.
Логопед: Правильно. Сделайте столько прыжков, сколько слогов в слове принцесса. Сколько слогов в слове принцесса?
Дети: В слове принцесса три слога.
Логопед: Ура, мы справились! Мы справились, веточка дала нам страницу. Идем дальше, куда указывает стрелка.
5. Знакомство с буквой.
Логопед: Ребята, здесь лежит послание: «Насыпьте песочек и у вас что-то получится». Интересно, что же получится, попробуем?
Дети: Да.
(Дети выполняют).
Логопед: Стряхните лишний песок. Посмотрите, что у вас получилось? Может быть, кто-то из вас знает, какая эта буква?
Дети: Это буква Т.
Логопед: Очень красивые буквы получились. Расскажите, из каких частей состоит буква Т.
Дети: Одна прямая палочка, другая над прямой короткая.
Логопед: На что похожа палочка?
Дети: На антенну, трубу …
Логопед: Покажите пальчиком букву Т.
(Дети выполняют).
Логопед: Ребята, у нас все хорошо получается! Еще страница.
6. Звуко-буквенный анализ.
Логопед: Что это? Послание: «Помогите открыть замок». Присаживайтесь за столы, путь был длинный. Ребята, нам поможет ветерок, который поет: УТ. Сколько звуков пропел ветерок : УТ?
Дети: Два звука.
Логопед: Какой первый звук пропел ветерок?
Дети: Звук [У].
Логопед: Какой звук [У]?
Дети: Звук [У] – гласный, обозначаем красной фишкой.
Логопед: Какой второй звук пропел ветерок?
Дети: Ветерок пропел второй звук [Т].
Логопед: Какой звук [Т]?
Дети: Звук [Т] – согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.
Логопед: Правильно, ветерок нам пропел два звука. Замените звуки на буквы.
(Дети выполняют).
Логопед: Давайте, прочитаем: УТ. Поменяйте фишки, повернем ключ. Какой первый звук?
Дети: Звук [Т].
Логопед: Какой второй звук?
Дети: Звук У.
Логопед: Прочитаем звуки : ТУ.
Логопед: Поменяйте буквы и прочитаем слог.
Дети: ТУ.
Логопед: Придумайте слова на слог ТУ.
Дети: Туфли, турист, тулуп, …
7. Образование существительных единственного числа во множественное.
Логопед: Справились, помогли открыть замок принцу Святославу. Смотрите, следующая страница. Здесь послание: «Змей Горыныч хочет кушать, но у него все по одному предмету. Превратите один предмет в много - тарелка – тарелки». Поможем?
Дети: Да.
Логопед: В вазе конфета –
Дети: Конфеты.
Логопед: На тарелке котлеты –
Дети: Котлеты.
Логопед: На блюдце бисквит –
Дети: Бисквиты.
Логопед: На тарелке ватрушка –
Дети: Ватрушки.
8. Работа с деформированным предложением.
Логопед: Накормили Змея Горыныча! Вот это да, послание от самого Змея Горыныча: «Составьте предложение из слов, тогда найдете следующую страницу: Тома, найти, Святослав». Тома, Святослав, найти. Ребята, догадались?
Дети: Да. Святослав нашел Тому.
Логопед: Правильно. Сколько слов в предложении?
Дети: Три.
Логопед: Выложите полосками это предложение.
(Дети выполняют).
Логопед: Какое первое слово?
Дети: Святослав.
Логопед: Какое третье слово?
Дети: Тому.
Логопед: Какое второе слово?
Дети: Нашел.
Логопед: Ребята, вы справились?
Дети: Да.
Логопед: Мы нашли последнюю страницу?
Дети: Да.
Логопед: Как вы догадались?
Дети: Принц танцует на балу с принцессой.
Логопед: Понравилось наше путешествие?
Дети: Да.
9. Итог.
Логопед: Какой звук помогал нам?
Дети: Звук [Т].
Логопед: Расскажите, какой звук [Т]?
Дети: Звук [Т] – согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.
Логопед: С какой буквой познакомились?
Дети: Буква Т.
Логопед: Ребята, я вам продолжу читать сказку: «Отправился принц Святослав в дальнюю дорогу. Сжалилась Баба-Яга и помогла принцу, дала зелье и наказала: «Пропитай этим зельем сладкое». Баба-Яга подняла принца своим волшебством над землей. Увидел Святослав царство Змея Горыныча. Открыл замки на цепях.
Накормил принц Змея Горыныча сладостями пропитанными зельем, он превратился в утку. Спас принцессу Тому. Сыграли они свадьбу, стали жить счастливо».