Марина Иванова
Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Огород. Овощи. Звук [б]. Буква Бб»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
• Уточнять и активизировать словарь по теме «Огород. Овощи».
• Познакомить детей с буквой Бб; развивать фонематическое восприятие, мышление, слухоречевую память, общую и тонкую моторику, координацию речи с движением.
• Воспитывать навыки самостоятельности и ответственности.
Оборудование:
Мольберт, синие воздушные шары по количеству детей, тарелочки с фасолью по количеству детей, плоскостные изображения овощей с написанными на них буквами, пластилиновые дощечки для моделирования буквы, печатный образец заглавной и строчной буквы Б, буква Бб из «Веселой азбуки», игра «Необычный конструктор», коврограф.
Публикация «Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР „Огород, Овощи, Звук [б], Буква Бб“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа:
повторение игры «В огороде», изготовление пластилиновых дощечек (дощечки, покрытые пластилином) в свободное в время с воспитателем.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Логопед: Для того, чтобы начать занятие, вы должны, как всегда, выполнить задание. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы его послушаете и постараетесь запомнить, названия каких овощей я произнесу.
Вышла Люба в огород –
Много у неё хлопот!
Нелегко полить на грядке
Овощи все по порядку:
Помидоры, лук, капуста
И горошек очень вкусный,
Репа, огурцы, чеснок,
Свекла, редька и укроп.
Логопед: Запомнили, о каких овощах я говорила? Назовите их. Кто вспомнит название овоща, может занять свое место.
(Ответы детей). Молодцы! А какой овощ не назвали? (Отвечают при необходимости).
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?
Дети: Об овощах.
Логопед: Правильно, сегодня я вас приглашаю на огород, где растут овощи и не только. Но сначала хочу спросить, знает ли кто-то из вас овощ, в названии которого есть звук [б]?
Дети: Да, баклажан, кабачок (могут быть и другие ответы).
Логопед: Молодцы! Во время нашей прогулки по огороду мы с вами познакомимся поближе со звуком [б] и буквой, которая его обозначает.
3. Характеристика звука [б] по артикуляционным свойствам.
Логопед: А помогут нам знакомиться зеркала на ваших столах. Возьмите их и произнесите звук[б]. Посмотрите на свои ротики. Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, мы смыкаем губы. Значит, для прохождения воздуха есть …
Дети: …преграда.
Логопед: Да. Как же вы думаете, если есть преграда, звук [б] – гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Логопед: Верно, он согласный. Его нельзя петь, открыв рот. Во рту преграда – губы. Какой цвет мы используем для обозначения согласного звука?
Дети: Синий цвет.
4. Развитие фонематического восприятия – игра «Подними шарик».
Логопед: Молодцы, ребята. А у меня для вас сюрприз. На этой грядке вырос необычный урожай. (Логопед выставляет тазик, заполненный песком, в который воткнуты шары на палочках). Как вы думаете, что обозначают эти синие шары? (Выслушивает ответы детей, при необходимости подсказывает правильный ответ).
Логопед: Итак, шарики обозначают звук [б]. Сейчас мы с ними поиграем в игру «Подними шарик». (Раздает детям шары). Поднимать шар вы будете тогда, когда услышите звук [б] среди других звуков, в слогах и словах:
А, б, п, б, м, т, б, н, б, к.
Ат, об, ин, ба, бу, ты, бо, по.
Бык, бак, мак, суп, банан, каблук, бумага.
(Проводится игра, речевой материал на усмотрение логопеда; после игры дети возвращают шары в тазик).
Логопед: Хорошо, ребята, вы были очень внимательными.
5. Знакомство с буквой Бб. Игра «Необычный конструктор».
Логопед: Ребята, сейчас мы с вами произносили и слушали звук…
Дети: …[б].
Логопед: А можем ли мы его увидеть? (Нет.) Верно. Звуки произносим и слышим, а буквы видим, читаем и пишем. Звук [б] обозначается на письме буквой Бб. Давайте рассмотрим букву внимательней.
Логопед демонстрирует печатный образец буквы Б и букву из «Веселой азбуки», читает стихотворение к картинке.
Логопед: Буква Б проснулась рано.
Буква Б – бочонок с краном.
Просыпайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
Логопед предлагает детям подумать, на что еще похожа буква Б. Дети предлагают варианты ответов: на флажок под крышей, на «пузатика» в кепке и т. д.
Логопед: Ребята, а из каких элементов состоит печатная буква Б?
Дети: Из палочек, из половинки овала.
(В случае затруднения логопед напоминает детям, какие элементы букв они уже знают).
Логопед: А сколько палочек? (Две). Одинаковой ли они длины? (Нет, одна длинная, вторая – короче). А в какую сторону смотрит буква: влево или вправо? (Вправо). Теперь я знаю, что за странные палочки и крючки у меня на коврографе – это части буквы Б. Давайте ее соберем.
(Приглашаются двое детей, им предлагается наперегонки собрать из данных элементов буквы Б. Если позволяет время, можно повторить соревнование с другой парой, если нет – оставить «Необычный конструктор» в логопедическом уголке группы для игр вне занятий.)
6. Физкультминутка – подвижная игра «В огороде».
Логопед: Чего только нет в этом огороде! Давайте продолжим прогулку – выходите на ковер – «огород».
В огород мы пойдем,
Хоровод заведем.
В хоровод возьмем редиску,
С ней присядем низко-низко.
В хоровод возьмем морковку,
И с морковкой спляшем ловко.
Вверх потянемся с лучком.
Побежим за кабачком.
И поскачем по дорожке,
Как веселые горошки.
(Выполняют движения в соответствии с текстом).
7. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита – упражнение «Найди букву».
Логопед приглашает детей к «грядке» - коврографу, на котором размещены овощи с написанными на них буквами.
Логопед: Ребята, овощи на нашем огороде необычные. Что на них написано?
Дети: Буквы.
Логопед: Давайте соберем только те овощи, на которых написана буква Б.
Дети выполняют задание, называя изученные буквы, и выделяя среди них букву Б.
Логопед: Вы собрали все овощи с буквой Б, молодцы! А как называются овощи, которые вы собрали?
Дети: Картошка, репа, капуста, баклажан. (Овощи могут быть любыми на усмотрение логопеда).
8. Моделирование буквы Б из семян фасоли.
Логопед: Вы хорошо запомнили, как выглядит буква Б, научились узнавать ее среди других букв. Но ведь буквы мы не только видим-читаем, но еще и …
Дети:…пишем.
Логопед: Правильно. Садитесь на стульчики, собранные овощи возьмите с собой. Сегодня мы будем писать букву Б необычным способом, а при помощи того, что лежит на блюдеках. Что это7
Дети: Фасоль.
Логопед: Да, это овощ под названием «фасоль», и у нас сегодня будут «овощные» буквы. Мы будем их выкладывать на пластилиновых дощечках, которые вы приготовили с Ириной Викторовной. А подсказкой будут буквы Б, написанные на собранных вами овощах.
(Дети выполняют задание, логопед осуществляет индивидуальный подход.)
9. Подведение итога
Логопед: Ребята, наша прогулка в чудесный огород заканчивается. Скажите, что нового вы узнали во время прогулки? С каким звуком познакомились? Что узнали о звуке [б]? Какая буква его обозначает? А что вам понравилось больше всего? Спасибо, ребята, за увлекательную прогулку! А на память о ней вы можете взять воздушные шары.