Приложение МААМ

Конспект подгруппового логопедического занятия для дошкольников с ОНР «Мы живем в Самаре» (старший дошкольный возраст)

Кузнецова Светлана Валентиновна
Конспект подгруппового логопедического занятия для дошкольников с ОНР «Мы живем в Самаре» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект подгруппового логопедического занятия

для дошкольников с ОНР старшего дошкольного возраста

на тему «Мы живем в Самаре»

составила учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад №56» г. о. Самара

Трунова Анна Рудольфовна

Пояснительная записка к занятию

Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия для дошкольников с ОНР „Мы живем в Самаре“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Представленная работа – конспект подгруппового комплексного логопедического занятия по преодолению общего недоразвития речи. Конспект составлен на основе следующих программных документов:

• Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015

• Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М. : Просвещение, 1985. - 207 с., ил.

Данное занятие разработано с учетом следующих принципов:

- принцип научности,

- принцип непрерывности в освоении материала,

- принцип доступности,

-принцип наглядности,

-принцип развивающего обучения,

-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Занятие разработано с учетом системно-деятельностного подхода в образовании с применением следующих образовательных технологий:

• здоровьесберегающие технологии;

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии;

• игровая технология;

• технологии предметно – развивающей среды.

Тип: комбинированное.

Вид: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Старшая группа ОНР

Количество детей 10

Продолжительность занятия 20-25 мин.

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи

через расширение представлений о родном городе и его достопримечательностях.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные: расширение и активизация словаря по теме «Наш город» - город, Самара, река, Волга, улица, проспект, площадь, музей, театр, набережная;

-Революции, Куйбышева, Фрунзе, прекрасный, красивый, великолепный; возникать, стоять, раскинуться, возвышаться, протекать). Совершенствование умения составлять описательный рассказ по предложенному плану. Совершенствование навыка анализа предложений. Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ш] и [ж] в словах).

2. Коррекционно – развивающие: развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

3. Коррекционно - воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к родному городу.

Для достижения заданных цели и задач используются различные методы и приемы: наглядные, словесные, практические, игровые.

Материалы и оборудование: магнитная доска, стенд - наборное полотно, фотографии и открытки с видами Самары, папка «Фото–истории» с фото-отчетами об интересных местах Самары, которые посетили дети с родителями, контейнер с фишками и полосками для анализа предложений, мяч, слайд-шоу «Виды Самары».

Предварительная работа:

Беседы о родном городе, рассматривание альбомов, целевые прогулки к достопримечательностям недалеко от детского сада (исторический центр города, разучивание стихотворения по теме, разучивание пальчиковой гимнастики «Люблю по городу гулять», создание совместно с родителями «Фото-историй»*

Технологическая карта занятия

Этапы Действия логопеда Действия воспитанников Планируемые результаты

Организационный момент Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает детям встать около стульчиков. На столе перед детьми лежат открытки с видами города. Логопед предлагает сесть тем детям, у кого на открытке изображено то, что он называет (достопримечательности Самары)

Логопед. Правильно. И сегодня мы с вами будем говорить о нашем родном городе и его достопримечательностях Дети отвечают, например: «У меня Филармония» и садятся. Уточнение словаря по теме. Создание эмоционально положительного фона.

Составление рассказов о достопримечательностях Самары по предложенному логопедом плану Логопед помещает папку с фото-историями на стенд (наборное полотно) и приглашает автора этой истории рассказать свою историю (что это за место, с кем ты туда ходил, чем оно знаменито, почему оно вам нравится, что запомнилось).

Ребенок рассказывает, например: «Я расскажу о Площади Куйбышева. Это главная площадь нашего города. Она очень большая и красивая. На площади находится театр оперы и балета, памятник В. Куйбышеву…» и т. д. Развитие связной речи

Игра с мячом «Раздели на слоги» Детям предлагается встать в круг. Логопед. Давайте поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч и называть достопримечательности нашего города, а вы будете ловить мяч и делить это слово название на слоги.

Дети ловят мяч и проговаривают:

Вол-га,

на-бе-реж-ная-я,

прос-пект,

сквер

и т. п. Совершенствование навыка слогового анализа слов

Пальчиковая гимнастика «Мой город» Логопед предлагает детям сесть за столы и сделать пальчиковую гимнастику:

Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Люблю смотреть,

Люблю считать (на каждое название достопримечательности

Филармония — раз, Набережная — два, загибают по одному пальчики)

Улица Фрунзе– три.

А четыре — я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке я опять.

Шесть – на Волгу схожу

И на волны погляжу.

Семь – театр Драмы,

Восемь – площадь славы

Девять – повстречался мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять – наш люимый детский сад.

Очень город я люблю!

Дети все вместе выполняют гимнастику и проговаривают текст. Координация речи с движением

Упражнение «Составь предложение» Логопед предлагает составить предложение о какой-либоСамарской достопримечательности. Например, о Самарской набережной.

Логопед. Давайте составим схему этого предложения.

Дети выкладывают схему. Логопед проверяет выполнение задания и предлагает детям прокомментировать схему.

Ребенкок: Самарская набережная очень красивая.

В этом предложении четыре слова.

…и т. п. Развитие синтаксиче-ской стороны речи (составление простых распространенных пред-ложений). Совершенствование навыка анализа предложений

Упражнение с мячом «Подбери пару». Логопед : следующее задание не по теме нашего сегодняшнего занятия, а на различение звуков.

Логопед приглашает детей выйти на ковер, предлагает им встать в круг и берет в руки мяч. Логопед бросает мяч и называет слог со звуком [ш] или [ж], ребенок отвечает, заменяя звук [ш] на [ж] и наоборот

Логопед. Ша.

1-й ребенок. Жа.

Логопед. Ши.

2-й ребенок- Жи.

Логопед. Ше.

3-й ребенок. Же.

Логопед. Шо.

4-й ребенок. Жо.

Логопед. Шу.

1-й ребенок. Жу.

Логопед. Саша.

2-й ребенок. Сажа.

Логопед. Шар.

3-й ребенок. Жар.

Логопед. Шить.

4-й ребенок. Жить.

Совершенствование фонематических представлений (Дифференциация звуков [ш]— [ж] в слогах и словах).

Чтение стихотворения о родном городе Логопед предлагает 2-3детям выйти и рассказать заранее выученное стихотворениеоСамаре (по четверостишию)

Чтение сопровождается слайдами с видами Самары Дети рассказывают стихотворение наизусть

Самара

На карте России есть город такой-

Самарой его называют!

Стоит он над матушкой Волгой- рекой,

И волны его омывают.

Гостям всегда рады, их любят и ждут,

Открыты все двери Самары :

Здесь вместе с русскими живут

Чуваши, мордва и татары.

Я родилась и живу у реки,

Мой город мне с детства знаком:

Зелёные скверы, тенистые парки

И пляж с золотистым песком.

Мой город не молод - почти пять веков!

Великие люди здесь раньше бывали!

Тут Репин писал своих бурлаков,

А Пушкин и Бунин стихи сочиняли!

Я в садик с моими друзьями спешу

С утра по твоим тротуарам,

И полною грудью тобою дышу,

Мой город любимый, Самара! Работа над общими речевыми навыками. Тренировка памяти.

Окончание занятия Логопед предлагает детям высказать свои впечатления от занятия и оценивает деятельность каждого ребенка.

Дети высказываются? перечисляют упражнения, которые они выполняли. Оценка работы детей

*Фото-история – творческий отчет в виде нескольких фотографий с места посещения (события)

Список литературы

1. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом : Конспекты занятий, - М. : ТЦ «Сфера», 1999 - 112с.

2. Духовное и нравственное воспитание старших дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Сост. Н. П. Шитякова, Т. Г. Феоктистова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 72 с.

3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.

4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЭМП «Встреча с путешественником» (старший дошкольный возраст) Воспитатель Таланова Наталья Васильевна МБДОУ «Детский сад №70» Старший возраст 6-8 лет «Встреча с путешественником» Место НОД в изучении.

Конспект занятия по ручному труду на тему «Кукла-оберег» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по ручному труду на тему «Кукла-оберег» (старший дошкольный возраст) Задачи: Обучающие: Расширять знания детей о народной игрушке. Формировать творческие способности в создании кукол оберегов. Закреплять.

Конспект программы открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе с детьми с ОНР III уровня «Профессии» Тема занятия: «Профессии» Цели: Образовательные: закрепить понятие о профессиях, их деятельности; расширить понятие о пользе профессий для.

Конспект занятия «Дом и быт ярославской избы» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия «Дом и быт ярославской избы» (старший дошкольный возраст) Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашней обстановкой в избе; развитие.

Конспект занятия по конструированию «Город» (старший дошкольный возраст) Технологическая карта совместной деятельности по конструированию Тема «Город» Возраст Старший дошкольный возраст Задачи • закрепить знания.

Конспект занятия по конструированию «Построим ракету для робота» (старший дошкольный возраст) Технологическая карта совместной деятельности по конструированию Тема «Построим ракету для робота» Возраст Старший дошкольный возраст Задачи.

Конспект занятия по конструированию «Самолёт» (старший дошкольный возраст) Технологическая карта совместной деятельности по конструированию Тема «Самолёт» Возраст Старший дошкольный возраст Задачи • развивать умение.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; Задачи: — формировать у детей представление о значении почвы.

Конспект занятия «Разноцветные рыбки» (старший дошкольный возраст) Цель: развитие творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования. Задачи: Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками.

Конспект занятия «В космосе» с применением техники квиллинг (старший дошкольный возраст) Цель: уточнить и расширить представление детей о космосе Задачи: Образовательные: совершенствовать умение детей работать с бумагой в технике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового логопедического занятия для дошкольников с ОНР «Мы живем в Самаре» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 16 мая 2018 в 20:39
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия для дошкольников с ОНР «Мы живем в Самаре» (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Кузнецова Светлана Валентиновна (УИ 617016) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД