Кузнецова Светлана Валентиновна
Конспект подгруппового логопедического занятия для дошкольников с ОНР «Мы живем в Самаре» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия
для дошкольников с ОНР старшего дошкольного возраста
на тему «Мы живем в Самаре»
составила учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №56» г. о. Самара
Трунова Анна Рудольфовна
Пояснительная записка к занятию
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия для дошкольников с ОНР „Мы живем в Самаре“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Самарская область, Самара
- Старшая группа
- Темочки
Представленная работа – конспект подгруппового комплексного логопедического занятия по преодолению общего недоразвития речи. Конспект составлен на основе следующих программных документов:
• Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015
• Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М. : Просвещение, 1985. - 207 с., ил.
Данное занятие разработано с учетом следующих принципов:
- принцип научности,
- принцип непрерывности в освоении материала,
- принцип доступности,
-принцип наглядности,
-принцип развивающего обучения,
-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Занятие разработано с учетом системно-деятельностного подхода в образовании с применением следующих образовательных технологий:
• здоровьесберегающие технологии;
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• игровая технология;
• технологии предметно – развивающей среды.
Тип: комбинированное.
Вид: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи.
Старшая группа ОНР
Количество детей 10
Продолжительность занятия 20-25 мин.
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи
через расширение представлений о родном городе и его достопримечательностях.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные: расширение и активизация словаря по теме «Наш город» - город, Самара, река, Волга, улица, проспект, площадь, музей, театр, набережная;
-Революции, Куйбышева, Фрунзе, прекрасный, красивый, великолепный; возникать, стоять, раскинуться, возвышаться, протекать). Совершенствование умения составлять описательный рассказ по предложенному плану. Совершенствование навыка анализа предложений. Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ш] и [ж] в словах).
2. Коррекционно – развивающие: развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
3. Коррекционно - воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к родному городу.
Для достижения заданных цели и задач используются различные методы и приемы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Материалы и оборудование: магнитная доска, стенд - наборное полотно, фотографии и открытки с видами Самары, папка «Фото–истории» с фото-отчетами об интересных местах Самары, которые посетили дети с родителями, контейнер с фишками и полосками для анализа предложений, мяч, слайд-шоу «Виды Самары».
Предварительная работа:
Беседы о родном городе, рассматривание альбомов, целевые прогулки к достопримечательностям недалеко от детского сада (исторический центр города, разучивание стихотворения по теме, разучивание пальчиковой гимнастики «Люблю по городу гулять», создание совместно с родителями «Фото-историй»*
Технологическая карта занятия
Этапы Действия логопеда Действия воспитанников Планируемые результаты
Организационный момент Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает детям встать около стульчиков. На столе перед детьми лежат открытки с видами города. Логопед предлагает сесть тем детям, у кого на открытке изображено то, что он называет (достопримечательности Самары)
Логопед. Правильно. И сегодня мы с вами будем говорить о нашем родном городе и его достопримечательностях Дети отвечают, например: «У меня Филармония» и садятся. Уточнение словаря по теме. Создание эмоционально положительного фона.
Составление рассказов о достопримечательностях Самары по предложенному логопедом плану Логопед помещает папку с фото-историями на стенд (наборное полотно) и приглашает автора этой истории рассказать свою историю (что это за место, с кем ты туда ходил, чем оно знаменито, почему оно вам нравится, что запомнилось).
Ребенок рассказывает, например: «Я расскажу о Площади Куйбышева. Это главная площадь нашего города. Она очень большая и красивая. На площади находится театр оперы и балета, памятник В. Куйбышеву…» и т. д. Развитие связной речи
Игра с мячом «Раздели на слоги» Детям предлагается встать в круг. Логопед. Давайте поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч и называть достопримечательности нашего города, а вы будете ловить мяч и делить это слово название на слоги.
Дети ловят мяч и проговаривают:
Вол-га,
на-бе-реж-ная-я,
прос-пект,
сквер
и т. п. Совершенствование навыка слогового анализа слов
Пальчиковая гимнастика «Мой город» Логопед предлагает детям сесть за столы и сделать пальчиковую гимнастику:
Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Люблю смотреть,
Люблю считать (на каждое название достопримечательности
Филармония — раз, Набережная — два, загибают по одному пальчики)
Улица Фрунзе– три.
А четыре — я живу в квартире.
Пять – гуляю в парке я опять.
Шесть – на Волгу схожу
И на волны погляжу.
Семь – театр Драмы,
Восемь – площадь славы
Девять – повстречался мне
Памятник большой войне.
Я тихонько постою и цветочки положу!
Десять – наш люимый детский сад.
Очень город я люблю!
Дети все вместе выполняют гимнастику и проговаривают текст. Координация речи с движением
Упражнение «Составь предложение» Логопед предлагает составить предложение о какой-либоСамарской достопримечательности. Например, о Самарской набережной.
Логопед. Давайте составим схему этого предложения.
Дети выкладывают схему. Логопед проверяет выполнение задания и предлагает детям прокомментировать схему.
Ребенкок: Самарская набережная очень красивая.
В этом предложении четыре слова.
…и т. п. Развитие синтаксиче-ской стороны речи (составление простых распространенных пред-ложений). Совершенствование навыка анализа предложений
Упражнение с мячом «Подбери пару». Логопед : следующее задание не по теме нашего сегодняшнего занятия, а на различение звуков.
Логопед приглашает детей выйти на ковер, предлагает им встать в круг и берет в руки мяч. Логопед бросает мяч и называет слог со звуком [ш] или [ж], ребенок отвечает, заменяя звук [ш] на [ж] и наоборот
Логопед. Ша.
1-й ребенок. Жа.
Логопед. Ши.
2-й ребенок- Жи.
Логопед. Ше.
3-й ребенок. Же.
Логопед. Шо.
4-й ребенок. Жо.
Логопед. Шу.
1-й ребенок. Жу.
Логопед. Саша.
2-й ребенок. Сажа.
Логопед. Шар.
3-й ребенок. Жар.
Логопед. Шить.
4-й ребенок. Жить.
Совершенствование фонематических представлений (Дифференциация звуков [ш]— [ж] в слогах и словах).
Чтение стихотворения о родном городе Логопед предлагает 2-3детям выйти и рассказать заранее выученное стихотворениеоСамаре (по четверостишию)
Чтение сопровождается слайдами с видами Самары Дети рассказывают стихотворение наизусть
Самара
На карте России есть город такой-
Самарой его называют!
Стоит он над матушкой Волгой- рекой,
И волны его омывают.
Гостям всегда рады, их любят и ждут,
Открыты все двери Самары :
Здесь вместе с русскими живут
Чуваши, мордва и татары.
Я родилась и живу у реки,
Мой город мне с детства знаком:
Зелёные скверы, тенистые парки
И пляж с золотистым песком.
Мой город не молод - почти пять веков!
Великие люди здесь раньше бывали!
Тут Репин писал своих бурлаков,
А Пушкин и Бунин стихи сочиняли!
Я в садик с моими друзьями спешу
С утра по твоим тротуарам,
И полною грудью тобою дышу,
Мой город любимый, Самара! Работа над общими речевыми навыками. Тренировка памяти.
Окончание занятия Логопед предлагает детям высказать свои впечатления от занятия и оценивает деятельность каждого ребенка.
Дети высказываются? перечисляют упражнения, которые они выполняли. Оценка работы детей
*Фото-история – творческий отчет в виде нескольких фотографий с места посещения (события)
Список литературы
1. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом : Конспекты занятий, - М. : ТЦ «Сфера», 1999 - 112с.
2. Духовное и нравственное воспитание старших дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Сост. Н. П. Шитякова, Т. Г. Феоктистова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 72 с.
3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.
4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.