Екатерина Холоденина
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности;
Задачи:
— формировать у детей представление о значении почвы в природе; познакомить с составом почвы, с некоторыми ее свойствами.
— упражнять в умении анализировать; развивать умение использовать схемы для систематизации знаний;
— формировать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
— активизировать словарь за счет слов: плодородная, воздухопроницаемая, водопроницаемая, перегной, примеси;
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Живая земля“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
— формировать коммуникативные навыки, воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь
- развивать координацию движений, умение согласовывать движения с текстом.
Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; экспериментирование с водой, воздухом, песком. Просмотр презентации «Какая бывает почва».
Оборудование и материалы: письмо, мисочки с землей, вода, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканы – по количеству детей, схемы или мультимедийная разработка
Ход деятельности
Организационный момент:
(Воспитатель приглашает детей в круг.)
— Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)
- Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть
Много нового узнать.
Мотивационно - ориентировочный этап:
— Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо. (Воспитатель открывает конверт, читает письмо). Это письмо от Маленького принца.
«Здравствуйте, мои друзья с большой планеты Земля! На моей маленькой сказочной планете приключилась беда: заболел мой друг – прекрасная Роза, она растет в песке и у нее пожелтели и стали опадать лепестки. А я узнал, что на вашей планете есть «живая земля», которая сможет ей помочь. Я бы хотел, чтобы вы помогли мне узнать, из каких веществ состоит «живая земля» и прислали мне образец с описанием почвы».
Поисковый этап:
Поможем Маленькому принцу? Как мы можем помочь ему? Давайте порассуждаем, что нужно растению для его существования? (Свет, влага, воздух). Скажите, а чем питается растение и где берет питание? (Ответы детей.)
Растение живое и ему нужен свет, а также воздух, вода, и, конечно, питание.
Почему у Маленького принца цветок вянет. Что мы знаем о песке? (Он сыпучий, влага в нем не долгое время сохраняется, он быстро высыхает от солнца, нет полезных примесей). Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля.
Практический этап:
Для того чтобы выяснить, из каких веществ состоит почва нам сегодня предстоит превратиться в ученых исследователей и провести опыты
Ребята, перед тем как пройти лабораторию давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
НЕЛЬЗЯ без разрешения ничего трогать, пробовать на вкус, толкаться.
МОЖНО - наблюдать, советоваться друг с другом, обсуждать свои исследования, договариваться друг с другом, что делать, помогать друг другу.
Давайте пройдем в лабораторию и сядем за столы. У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно.
(На столах стоят мисочки с землей, стаканчики с водой, ложечки, салфетки, лупы, воронки, стаканчики, схемы, карандаши.)
Воспитатель показывает презентацию или карточки, на которых изображены схемы опытов.
1 опыт:
С помощью, каких предметов мы можем провести данный опыт? (показывается схема к этому опыту).
КАРТОЧКА № 1 нам подсказывает, что нам необходимо рассмотреть внешний вид почвы через лупу, потрогать и дать описание.
Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растения. Чем больше такой еды, тем лучше себя чувствует растение.
(Для этого предлагается таблица, с помощью которой можно описать внешний вид почвы.)
2 опыт:
КАРТОЧКА № 2 нам подсказывает, провести опыт по определению воздухопроницаемости, то есть, нам нужно узнать, есть ли в почве воздух?
Как мы можем это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта? Почему? (Дети рассматривают схему и делают данный опыт.) Что образуется? Пузырьки – это значит, что в почве есть воздух, необходимый для жизни растения.
3 опыт:
далее необходимо выяснить, из чего состоит наша почва, то есть что в ней содержится. Как это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта? (стакан с водой, почва, ложка)
Насыпаем почву в воду, размешиваем, дадим отстояться.
ВЫВОД: в почве есть песок, глина, перегной
4 опыт:
Далее необходимо провести более сложные опыты по водопроницаемости и удерживанию влаги. С помощью каких предметов мы можем провести данный опыт? Для этого нам нужны стаканчики с водой, воронка и ватный диск. Как можно провести опыт с помощью этих предметов? В этом вам поможет таблица. (С помощью таблицы дети проводят данный опыт.)
Вода проходит через почву, значит почва – водопроницаемая. Наша почва содержит достаточное количество влаги, что нужно для роста растения.
Физкультминутка.
Раз – и стану я землей,
Мягкой, теплой и живой!
Очень сильной, очень крепкой,
Очень доброй и большой.
Два – я почва – верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
«Чтите матушку свою!»
Рефлексивно-оценочный этап:
После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог с помощью схем.
Итак, как вы можете описать почву, в которой растут наши цветы? (Предполагаемые ответы детей: наша почва темного цвета, в ней содержатся камни, глина, песок, чернозем, полезные примеси, она средней сыпучести, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля.)
Значит, землю можно назвать «живой»?
Как можно помочь принцу справить ситуацию, которая произошла с Розой?
(Для того чтобы Роза выздоровела, нужно послать ту землю, в которой живут наши растения, — это «живая» земля.)
Давайте соберем в контейнер образец почвы и вечером напишем и отправим письмо с нашими таблицами, в которой описан состав нашей «живой земли».
ИТОГ
Почва – это верхний плодородный слой земли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодородней. Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить. Почва даёт приют многим растениям и животным. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают. Так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.