Анна Толкачева
Конспект занятия по ручному труду на тему «Кукла-оберег» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ручному труду на тему (старший дошкольный возраст
Задачи:
Обучающие:
Расширять знания детей о народной игрушке.
Формировать творческие способности в создании кукол оберегов.
Закреплять умение наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания.
Совершенствовать мелкую моторику рук.
Обогащать речь детей с помощью пословиц о труде.
Расширять словарный запас (оберег, лоханная).
Публикация «Конспект занятия по ручному труду на тему „Кукла-оберег“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
*Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
Развивающие:
Развивать у детей творческие способности, воображение, индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность.
Предварительная работа:
Образовательная Деятельность на тему : «История создания куклы».
Создание в группе выставки на тему : «Такие разные куклы».
Рассматривание иллюстраций на тему : Игрушки прошлых лет».
Чтение русской народной сказки «Василиса Премудрая», просмотр мультфильма.
Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Магазин игрушек».
Разучивание с детьми русских народных песенок и потешек, игры «У Маланьи у старушки».
Заучивание пословиц о труде.
Оборудование: Кукла в народном костюме, берестяной короб, мальберт с иллюстрациями разных оберегов, разноцветные клубки ниток, картон прямоугольной формы по количеству детей, ножницы по количеству детей, мешочки с травой, оберег «Божье око», чеснок, горох. Выставка игрушек на тему : «Такие разные куклы».
Проведение Образовательной деятельности :
Воспитатель собирает всех детей около себя на ковре.
Воспитатель: Ребята, вы любите играть? А что нам помогает сделать игру интересной?
(Игрушки) У вас у всех есть игрушки, расскажите какие они? (ответы детей).
Раздаётся стук в дверь. Воспитатель идёт посмотреть, кто пришёл. Вносит куклу в русском народном костюме.
Воспитатель ведет разговор с детьми от имени куклы :
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Василиса. Про меня написано много русских народных сказок. Вы знаете их название? (Ответы детей).
-Я узнала, что у вас в группе есть выставка кукол. Мне очень захотелось на неё взглянуть.
Воспитатель: Давайте покажем нашей гостье выставку кукол. Ребята, кто из вас может рассказать о нашей выставке? Какие куклы здесь представлены?
Рассказ детей.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе с гостьей в интересную игру.
Дидактическая игра: «Из чего, какой?» (Кукла)
Из глины? (глиняная)
Из соломы? (соломенная)
Из дерева? (деревянная)
Из ваты? (ватная)
Из дерева? (деревянная)
Из пластмассы? (пластмассовая) и т. д.
Воспитатель: Ребята, Василиса принесла нам куклу, посмотрите какая она интересная. (показывает тряпичную куклу). Она называется тряпичной.
-Как вы думаете, почему?
Предполагаемые ответы детей (Потому что она сделана из тряпочек).
Воспитатель: Правильно. Она сделана из разноцветных тряпочек-лоскутков. Поэтому ее еще называли «лоханной».
- Давайте все вместе произнесем её название. (дети произносят слово
«лоханная»).
Воспитатель: Таких кукол в далёкие времена делали мамы, бабушки для своих детей и внуков, что бы они играли, не плакали и не баловались. Давали ребё нку куколку и говорили: «Поиграй, мое дитя, и не балуйся».
Воспитатель: Почему у куклы нет лица? (Предполагаемые ответы детей).
Рассказ воспитателя: В старину люди верили в нечистую силу: леших, Бабу Ягу, Кощея, домовых. Они боялись их и хотели уберечь себя от злых сил. Для этого они и делали разные предметы и верили, что они их оберегом. Оберегом служило «Божье око»- этот оберег вешался над кроваткой ребенка; камушки, маленькие букетики и мешочки с сушеный травой, желуди, веточка цветущей рябины, чеснок, горох.
С куклой раньше не только играли, она тоже служила оберегом, оберегала человека от болезней и не чистой силы, беды, приносила счастье, оберегала дом.
(Воспитатель сопровождает сой рассказ показом иллюстраций с изображением разных оберегов)
Обереги изготавливали и дарили самым близким и любимым людям. Когда их делали, соблюдали следующие правила:
Обереги не могут быть изготовлены для себя.
Обереги изготавливаются только по доброй воле, никто вас не может заставить.
Самые сильные обереги те, которые изготовлены вашими родственниками мамой, папой, бабушкой, братом или сестрой.
В процессе создания оберега нужно думать о том человеке, для которого вы его делаете. Если вы будете постоянно думать о этом человеке, он действительно защитит этого человека от беды.
Вопросы к детям:
- А вы хотите сделать оберег? (Да)
- Ребята, вы умеете трудиться? (Ответы детей).
О труде народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них.
Предполагаемые ответы детей:
«Без труда не выловишь рыбку из пруда»,
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,
«Кто не работает, тот не ест»,
«За всякое дело берись смело»
«Дело мастера боится»
Воспитатель: Молодцы. Давайте, все вместе отправимся в мастерскую добрых дел и сделаем куклу оберег. (Дети садятся за столы, сдвинутые буквой П. для удобного подхода воспитателя к каждому ребёнку)
Воспитатель: Посмотрите, что лежит на ваших столах и назовите предметы необходимые для нашей поделки. (Картон, клубочки с нитками разных цветов, ножницы) Мы с вами изготовим куклу- оберег из ниток. Для этого выбираем клубок ниток, из которого будет изготовлен оберег. В одну руку берём картон прямоугольной формы. Поворачиваем его короткой стороной вверх (вертикально). В другую руку берём клубочек ниток выбранного цвета, прикладывает нитку к низу картона и, придерживая её пальцем, начинаем наматывать на картон круговыми движениями руки. (Показ воспитателя)
- Старайтесь, чтобы нитки не съезжали с картона, они должны плотно прилегать друг к другу. Когда вы решите, что ниток намотано достаточно (их не должно быть очень мало иначе ваша будущая кукла будет очень худой, но и не нужно наматывать слишком много ниток т. к будет трудно удержать её в руке).Намотанные нужной толщины нити сверху завязываются ниткой. Нижний край нитей разрезается ножницами. Отделяется нужное количество нитей для рук - завязываются ниткой. Оставшиеся нити - юбка.
Воспитатель рассказывает и показывает технику изготовления куклы.
Воспитатель: Прежде чем мы приступим к выполнению работы, я предлагаю разогреть наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «ИГРУШКИ»
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят :
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.
Дети приступают к изготовлению куклы – оберега. Воспитатель напоминает правила обращения с ножницами, следит за осанкой детей, за ходом выполнения работ, помогает детям по мере необходимости.
Воспитатель: Вы все хорошо потрудились, молодцы! Давайте покажем друг другу своих куколок. Посмотрите какие они все разные получились, нет ни одной одинаковой. Это потому, что каждый из вас сделал её сам, своими руками и второй такой быть не может. Но чтобы кукла служила оберегом, ее нужно наделить магической силой. Давайте всех наших кукол положим в берестяной короб, а вечером мы достанем их, и они будут наделены магической силой.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру: «У Маланьи у старушки».
У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки углом. Показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами
(Показать длинный нос растопыренными руками)
Вот с такими усами
(Очертить пальцами длинные гусарские усы)
Вот с такой головой
(Очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой
(Показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили не ели
(Одной рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)
На Маланью все глядели
(Держа руки у глаз похлопать ресницами)
И все делала вот так
(Ребенок показывает любое движение).
Воспитатель: Ребята, думаю, что сегодня вам было интересно, и вы узнали что-то новое для себя.