Татьяна Коргина
Конспект занятия «Дом и быт ярославской избы» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашней обстановкой в избе; развитие детского творчества
Задачи
Образовательные: познакомить детей с Ярославской избой, предметами старинного русского быта; обогатить словарь детей словами: ухват, чугун, прялка, коромысло и др.
Развивающие: развивать творчество в процессе украшения окон, ставен.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к культуре и быту Ярославского народа.
Методический материал: презентация «Дом и быт Ярославской избы», мультимидийная установка, аудиозапись русских народных песен. Клубок, фломастеры, половичок, скамейка, плетень с подсолнухами, старинные предметы быта.
Заготовки наличников и ставен, шаблоны для украшения ставен, шаблоны деревянных домов.
Ход занятия:
Звучит русская народная мелодия. Группа убрана в народном стиле: на окнах занавески, можно вязаные платки, на скамейке половичок. На заднем плане плетень с подсолнухами,старинные предметы быта.
Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся в прошлое, в те времена, когда ещё не было вас, ваших родителей, бабушек и дедушек. И поможет нам в этом волшебный клубочек.
Скажем волшебные слова:
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь - дорожку укажи.
Клубочек катится, а дети идут вслед за ним. Попадают в украшенную группу.
Воспитатель: Давно на Руси, в Ярославском крае, люди строили себе дома, которые называли избами.
У каждого человека был дом деревянный, срубленный из бревен. (Слайд 2)
Дом из дерева, это какой дом? (Деревянный)
Игра «Деревянный дом- это хорошо или плохо?» (Ответы детей)
Воспитатель: ХОРОШО: он теплый, пахнет лесом, в нем чистый воздух, легко дышится, ПЛОХО - может быстро сгореть, если за ним не ухаживать, может сгнить и разрушиться, покоситься от старости, дерево может пожелтеть и стать некрасивым.
В избе считали святыми три места: красный угол, печь и стол (Слайд 5)
Красный угол – означало «красивый, хороший, светлый». В нем вешали иконы, убирали вышитыми полотенцами. В нем совершались ежедневные моленья, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почетное место в доме.
- В избе была всего одна большая комната- горница (Слайд3)
- Из какого материала сделана мебель в горнице? (Ответы детей) Вся мебель сделана из дерева.
- Значит она какая? (Ответы детей) (Мебель деревянная) (Слайд 4)
- Ребята, а почему раньше все предметы быта делали из дерева? (Ответы детей) Потому, что других материалов не было, а дерево легкое, прочное, хорошо сохраняет тепло, из него можно сделать красивые и нужные вещи.
А сейчас давайте угадаем предметы, которые находились в каждой избе, которыми пользовались люди в своей повседневной жизни.
И помогут нам в этом загадки:
Стоит изба из кирпича,
То холоднато горяча. (Печь) (Слайд 6)
Воспитатель: в избе была печь. Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду. Здесь можно было спать, для этого на печи делалась специальная лежанка.
- Для чего нужна печь в избе? (Ответы детей) (В печи готовили кашу, щи, пекли пироги, хлеб)
-А ещё для чего нужна была печь? (Ответы детей) (Печь обогревала избу)
- Кто спал на завалинке? (Ответы детей) (На завалинке спали дети и старики)
Почти все в избе делалось своими руками.
Загадка. Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет. (Лапти) (Слайд 7)
«Сделан я из глины, чтоб во мне кашу варили» (Горшок) (Слайд8)
- Горшок был главной кухонной посудой. Из кого материала его делали? (Ответы детей) (Из глины, горшок глиняный)
- Для чего нужны горшки? (Ответы детей) (В горшках варили кашу, хранили муку, молоко)
Это женский горшок (Слайд 9)
- Какой формы? (Ответы детей) (Горшок вытянутой формы, по стуку он звонкий)
Когда купали детей, то девочек поливали водицей из женского горшка, чтобы они росли стройными и красивыми.
(Слайд 9)Это мужской горшок.
- Какой он формы? (Ответы детей) (По форме он пузатый, по стуку – глухой).
Когда купали мальчишек, то поливали водицей из мужского горшка, чтобы они росли сильными и крепкими.
Загадка «Он, как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк.
Кашу сварит (Чугунок) (Слайд 10)
Чугунки были тяжёлые, сделаны из чугуна, значит они какие? (Ответы детей) (Чугунки чугунные)
- Ваши мамы сейчас в чём готовят еду? (Ответы детей) (Мамы готовят в кастрюлях)
Загадка. Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)(Слайд 11)
Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват) (Слайд 12)
- Как помогал ухват хозяйке? (Ответы детей) (Ухват помогал хозяйке достать горячий чугунок из печи)
- В горнице на столах стояла расписная посуда. (Слайд13)
- Из какого материала сделана эта посуда? (Ответы детей) (Она сделана из дерева – деревянная)
- Какой росписью украшена? (Ответы детей) (Посуда украшена хохломской росписью)
Загадка «Всех кормлю с охотою, а сама – безротая» (Ложка)
- У каждого члена семьи была своя ложка.
-Какие были ложки? (Ответы детей) (Ложки были деревянные.)
- Представляете, ребята, в то время в гости ходили со своей ложкой.
- А у нас сейчас какие ложки? (Ответы детей) (У нас – железные ложки, пластиковые, серебряные)
Загадка. То назад, то вперед,
Ходит - бродит пароход. (Утюг)(Слайд 14)
Загадка «Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берёт,
Тонкой ниточкой пушистой,
Потом пряжу отдаёт?» (Прялка) (Слайд15)
- Для чего хозяйке нужна была прялка? (Ответы детей) (Прялка хозяйке нужна для того, чтобы прясть пряжу)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит -
Всем пить чай велит. (Самовар)(Слайд 16)
Для чего нам нужен самовар, мы расскажем и покажем дыхательной гимнастикой
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «САМОВАР»
Воды нальём мы в самовар - (насос)
Шу-шу-шу.
Угольки раздуем в жар - (вращаем головой в стороны, вперёд)
Шух – шух – шух.
Самовар уже пыхтит – (руки на поясе, повороты головы в стороны)
Пых-пых-пых.
Чай сейчас наш закипит - (чашечка, длительный выдох)
Ши-ши-ши.
Напьёмся чаю от души – (круговые движения по животу)
Фы–фы-фы.
Воду для самовара носили ведрами, при этом использовали коромысло (Слайд 17)
Загадка. Из липы свито дырявое корыто,
Под крышей - четыре ножки,
Над крышей - суп да плошки. (Стол) (Слайд 18)
Воспитатель: стол – это божья ладонь. «Хлеба ни куска – стол доска» - так говорили крестьяне. Стол был большим, вдоль стен стояли длинные широкие лавки, на которых сидели во время обеда, а ночью на них же спали.
На Руси верили - никакой дом не стоит без домового. (Слайд 19) Домовой - это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нем. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно (печку). От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нельзя оставлять на ночь ножи и вилки на столе. Домовой не любит, когда в доме свистят, он может обидеться. На ночь нужно оставить на столе маленький кусочек хлеба. Он защищал дом от всяческих напастей и неприятностей.
Как вы думаете, пришла пора поиграть нам детвора?
Физкультминутка Русская народная игра «Плетень»
ЕСТЬ НАРОДНАЯ ИГРА (ИДУТ ПО КРУГУ)
НАЗЫВАЕТСЯ – «ПЛЕТЕНЬ».
НАМ В НЕЁ ИГРАТЬ ОХОТА (РУКИ НА ПОЯС)
НАМ В НЕЁ ИГРАТЬ НЕ ЛЕНЬ (ГРОЗЯТ ПАЛЬЧИКОМ)
РАЗ ПЛЕТЕНЬ, ДВА ПЛЕТЕНЬ (ПРИСЕДАЮТ 2 РАЗА)
СПРЯЧЕМСЯ ОТ СОЛНЦА В ТЕНЬ (ЗАКРЫВАЮТ ЛИЦО РУКАМИ)
ПОСИДИМ, ОТДОХНЁМ (СИДЯТ)
И ОПЯТЬ ИГРАТЬ НАЧНЁМ (ВСТАЛИ РУКИ ВВЕРХ)
1, 2, 3, - ПЛЕТЕНЬ СОБЕРИ.
(С ОКОНЧАНИЕМ СЛОВ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ПОСТРОИТЬСЯ В 2 ШЕРЕНГИ; РУКИ СКРЕСТИВ КРЕСТНАКРЕСТ) Сели на места
Воспитатель: почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами мужчины резали миски, ложки, игрушки из дерева. Девицы шили одежду, лоскутные одеяла, вышивали красиво наволочки на подушки, рушники. Все это делалось с любовью, было полезным и красивым, радующим глаз. Мастерство передавалось от поколения к поколению.
А в праздники люди собирались в большой избе, где они пели песни и водили хороводы. Такие вечера назывались посиделками (Слайд 20)
И для людей изба становилась, как родной человек. Люди называли её «родимая», «родная». Называли оконца ласково и украшали наличниками. Почему они называются «наличники»? (Ответы детей) (Потому что находятся у лица избы) (Слайд21)
Были у окошек и ставенки. Ставни это небольшие «дверцы» на окнах и их закрывали на ночь. Украшали их резьбой, разрисовывали цветами.
- Ребята, а в нашей Ярославской деревеньке ставенки не украшены.
(Воспитатель указывает на шаблоны избы со ставнями)
- Давайте поможем мастерам деревни их украсить! Превратимся в умелых мастеров. (Дети украшают ставни)
- Какая замечательная деревенька получилась у вас, ребята. Красивые ставенки оживили дома. Вы настоящие юные мастера!
Я очень рада, расскажите дома о русской избе и вместе с папой или мамой, бабушкой или дедушкой, нарисуйте и украсьте свой дом.