Финогенова Екатерина Владимировна
Конспект подгруппового логопедического занятия «День рождения у Шарика». Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах
▼ Скачать + Заказать документы
Этап: автоматизация звука Ш в слогах и словах.
Тема: День рождения у Шарика.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять место звука в словах и количество слогов в слове;
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „День рождения у Шарика“, Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику посредством артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, элементов су-джок терапии; совершенствовать речевую активность, зрительное и слуховое внимание, память, мышление;
развивать фонематический слух;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный настрой на занятие;
снизить утомляемость, повысить эмоциональную заинтересованность детей в преодолении речевого нарушения с помощью игр и игровых упражнений.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: Речевое, социально-коммуникативное, познавательное, физическое.
Планируемые результаты (целевые ориентиры) :
• В результате возникшего интереса к играм ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах;
• У ребёнка складываются предпосылки грамотности, развита крупная и мелкая моторика.
• Ребёнок обладает элементарными представлениями об окружающем мире.
• Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, и прежде всего в игре.
Оборудование: игрушки: щенок, кошка, медведь, мышь, Нюша, петушок, лягушата; карточки для артикуляционной гимнастики: качели, лошадка, блинчик, чашечка; тазики с гречкой и фасолью; мелкие игрушки: машинка, щётка, шарик, матрёшка, шишка, ёжик; схема для звукового анализа слов; массажные мячики, маленькие щётки для массажа рук; фишки для слогового анализа; картинки для Д/и «Чего не стало»; картинки для Д/и «Куда прыгнут лягушата?», цветные карандаши; картонные буквы; небольшие картонки обмазанные пластилином, горох.
Ход занятия:
I. Орг. момент
- Сегодня у Шарика день рождения. Чтобы его поздравить пришли гости.
Кто пришёл поздравить Шарика? (кошка, мишка, мышка, петушок, Нюша, лягушата)
II. Объявление темы
- Какой звук слышится в именах гостей?
- Сегодня мы вместе с Шариком и его гостями будем тренироваться правильно произносить звук Ш.
III. Пальчиковая гимнастика (с элементами кинезиологии)
- Шарик предложил своим гостям поиграть пальчиками. Давайте и мы с вами поиграем пальчиками.
1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.)
2. Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз, два, три»).
3. «Пальчики здороваются» (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)
4. «Человечек» (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
-Замечательно. Теперь нам осталось подготовить только наш язычок, а для этого мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику.
IV. Артикуляционная гимнастика
1. «Качели»
- Затем они качались на качелях.
2. «Лошадка»
- Катались на лошадке.
3. «Блинчик»
- Кушали блины.
4. «Чашечка»
- Пили чай из чашек.
V. Изолированное произношение звука
- Потом шипели как змея: Ш-Ш-Ш.
VI. Артикуляция и характеристика звука
- Где находится язычок, когда произносим звук Ш?
- Это гласный или согласный звук? Почему?
- Это звонкий или глухой звук? Почему?
- Каким цветом мы обозначаем согласные звуки?
VII. Произношение в слогах
1.- А потом Шарик с гостями играли со слогами. Давайте и мы поиграем.
Я буду произносить слоги, а вы за мной повторяйте.
ша-ша – ша-ша-ша ша-ша-ша – ша-ша
шо-шо – шо-шо-шо шо-шо-шо – шо-шо
шу-шу – шу-шу-шу шу-шу-шу – шу-шу
ше-ше – ше-ше-ше ше-ше-ше – ше-ше
2. - А сейчас надо выделить один из слогов голосом.
ша-ша-ша шо-шо-шо шу-шу-шу
VIII. Произношение в словах
1. Нахождение мелких предметов в крупе.
- А сейчас гости будут дарить подарки. Но они их спрятали в гречке и фасоли. Давайте поможем достать подарки.
- Что подарили Шарику? (машинки, щётку, шарики, матрёшку, шишки, ёжика)
2. Звуковой анализ слов.
- Где находится звук Ш в слове машинка, в начале, середине или конце? шарик, матрёшка.
- Все ли подарки со звуком Ш. В каких словах нет звука Ш?
- ёжик, щётка.
- Ребята, это значит, что нам нужно немного отдохнуть и сделать массаж для наших рук.
IX Упражнения для развития мелкой моторики рук (с элементами Су-джок терапии и логопедического массажа)
1) «Ёжика в руки мы возьмём»
Ёжика в руки мы возьмём, (Дети берут массажный мячик в правую руку)
Покатаем и потрём. (Катают мяч между ладонями)
Вверх подбросим и поймаем, (Подбрасывают мяч вверх и ловят его)
И иголки посчитаем. (Пальцами рук нажимают на шипы)
Пустим ёжика на стол, (Кладут мячик на стол)
Рукой ёжика прижмём, (Рукой прижимают мячик)
И немножко покатаем. (Катают мячик по столу)
2) «Мышка-чистюля»
Мышка мылом мыла лапку – (Дети одной рукой «моют» другую руку щёткой)
Каждый пальчик по порядку. (Щёткой моют по очереди каждый палец)
Вот намылила большой,
Сполоснув его водой.
Не забыла про «указку»,
Смыв с него и грязь и краску.
Средний мылила усердно,
Самый грязный был, наверно,
Безымянный тёрла пастой,
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла:
Очень он боялся мыла.
X. Произношение в словах, слоговой анализ.
1. Д/и «Чего не стало».
- Наконец гости проголодались. Давай посмотрим, какие угощения приготовил Шарик? (кашу, ватрушку, шоколад, вишню, груши, сушки, картошку)
- Что съели гости? (кашу, шоколад, вишню, груши, сушки)
2. Определение количества слогов с помощью бусинок.
- А сейчас давайте посчитаем слоги в словах.
Сколько слогов в слове шоколад? каша, вишня, груша, сушки?
3. Д/и «Куда прыгнут лягушата?».
- После угощений лягушата стали соревноваться в прыжках. Проведите разноцветными карандашами по точкам дорожку от каждого лягушонка, и вы узнаете, кто куда прыгнул.
- Скажите, куда прыгнули лягушата?
XI. Работа с буквой
1. Нахождение буквы Ш среди других.
- Какой буквой обозначается звук Ш?
- Давайте поможем Шарику и его гостям найти букву Ш среди других букв.
2. Выкладывание буквы из гороха
- Давайте сделаем подарок Шарику. Выложите букву Ш из гороха и подари ему.
- Шарику очень понравились ваши подарки.
XII. Итог
- А вам понравился День рожденья Шарика?
- Какое развлечение понравилось больше?
Шарик благодарит вас за хорошую работу и дарит вам подарки.