Анастасия Алферова
Консультация для педагогов «Роль и место пальчиковых игр в работе с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль и место пальчиковых игр в работе с детьми раннего возраста
Алферова А. Е., воспитатель
МДОУ «Детский сад № 26 п. Новосадовый»
Важной и неотъемлемой частью работы с детьми раннего возраста являются пальчиковые игры. Эти игры не только доставляют радость детям, но и оказывают значительное воздействие на их всестороннее развитие.
Пальчиковые игры – это специальные игровые задания, в которых используются движения пальцев ручек. Они могут включать в себя стихотворные тексты, рифмовки и мелодии, что делает их не только развлекательными, но и образовательными. Эти игры являются универсальным инструментом, который позволяет развивать различные навыки у детей, начиная с мелкой моторики и заканчивая когнитивными способностями.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Темочки
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев», считал советский педагог В. А. Сухомлинский. «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука –это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Эти выводы не случайны. Проблему развития речи детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных на данный момент, поскольку именно речь является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры также способствуют отображению реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, что влияет на вырабатывание ловкости, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Задачи, решаемые при использовании пальчиковых игр в работе с детьми раннего возраста:
1. Улучшают координацию и точность движений рук, гибкость рук, ритмичность.
2. Улучшают мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3. Содействуют нормализации речевой функции.
4. Развивают мелкую моторику пальцев рук у детей группы раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
5. Развивают воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
6. Создают эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Преимущества пальчиковых игр:
1. Развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика играет ключевую роль в формировании навыков письма и других действий, требующих точности и координации. Пальчиковые игры способствуют укреплению мышц рук, развивают ловкость и точность движений.
2. Когнитивное развитие.
Во время пальчиковых игр дети учатся сосредотачиваться, запоминать текст, развивать слуховое восприятие и речь. Это становится основой для освоения фонетики и грамматики при дальнейшем обучении.
3. Социальные навыки.
Игры, проводимые в группах, помогают детям развивать навыки общения, учат сотрудничеству и умению работать в команде. Это важно для формирования гармоничных взаимоотношений с ровесниками.
4. Эмоциональное развитие.
Пальчиковые игры способствуют снятию напряжения и стресса. Дети учатся выражать свои эмоции через движение, что делает их более эмоционально выразительными и уверенными в себе.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Как интегрировать пальчиковые игры в образовательный процесс?
Существует множество способов внедрить пальчиковые игры в повседневную практику:
1. Во время утренних встреч.
Пальчиковые игры могут стать отличным началом дня. Вводите их как часть утреннего круга, чтобы создать позитивную атмосферу. Например, начните утро с игры «Солнечный луч», в которой дети поднимают руки вверх, изображая лучи солнца Это разовьет у них чувство группы и готовность к занятиям.
2. Во время занятий.
Пальчиковые игры можно интегрировать в разные темы занятий. Например, на занятии по окружающему миру при изучении животных, можно использовать игры, связанные с движениями пальцев, имитирующими действия животных. Игра «Слон», где дети хлопают руками, имитируя звук шагов слона и передвигают пальцами, как хобот. Игра «Лошадка», где дети пальчиками показывают, как скачет лошадка. Это поможет детям запомнить информацию об этих животных и развить воображение. Тема «Фрукты и овощи»: игра «Сажаем огород». Дети поднимают руки и «сажают» семена, выполняя соответствующие движения, при этом учим новые слова «посадка», «урожай».
3. На прогулках.
Можно использовать прогулки как возможность для пальчиковых игр на свежем воздухе: игра «Лужи», когда дети увидят лужу, предложите им сидя на траве, поочередно показывать, как они прыгают через лужи, изображая пальчиками соответствующие движения. Это объединяет физическую активность и игровые элементы. Игра «Лесная прогулка», имитируя поход в лес, дети могут выполнять движения, как будто они собирают листья, шишки и ягоды, в ходе чего вы можете вводить новые слова и обсуждать природу.
4. Во время свободной деятельности.
Добавьте в центры детской активности пальчиковые игры, где дети могут проявлять свою инициативу и выбирать в какие игры играть. Это может быть, как настольная игра, так и просто рифмовка. И конечно для активизации развития театрализованной деятельности у детей раннего возраста добавить пальчиковый театр. Не стоит забывать, что все дети – фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условия театрального действа, они могут придумывать свои истории, взаимодействовать с персонажами и выражать свои эмоции. Это не только веселое занятие, но и возможность научить детей рассказывать истории, что очень важно для их речевого развития.
Также пальчиковый театр помогает развивать социальные навыки. Во время игр дети учатся общаться друг с другом, работать в команде, делиться идеями и использовать навыки сотрудничества. Это особенно важно для детей раннего возраста, так как именно в этот период формируются основы их социальных взаимодействий.
Не менее важно и то, что пальчиковый театр способствует эмоциональному развитию детей. Игры с куклами позволяют детям исследовать различные эмоции, понимать и осознавать их, что является важным шагом к эмоциональному интеллекту.
В нашей практике мы можем использовать пальчиковый театр в различных форматах: это могут быть мини-спектакли, игровые ситуации или даже уроки, где куколки помогают объяснить новые темы. Рекомендуем использовать яркие, разнообразные куклы и привлекать детей к созданию своих персонажей. Это поможет им ощутить свою причастность к процессу и развивать самостоятельность.
Очень важно чтобы все игры повторялись и закреплялись не только в детском саду, но и дома, в семье. Достичь хороших результатов в своей работе позволяет тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Можно использовать такие формы работы:
- индивидуальные беседы;
- консультации для родителей, какие выбирать игрушки для развития мелкой моторики (пирамидки, сортеры, вкладыши, бизиборды);
- рекомендации родителям в виде памяток или папок-передвижек, где обращаем внимание на самостоятельность ребенка в процессе одевания (застегнуть молнию замка, расстегнуть и застегнуть клепки или пуговицы);
- литература по развитию мелкой моторики.
В заключение, пальчиковые игры – это ценный инструмент в работе с детьми раннего возраста. Они не только способствуют развитию ключевых навыков, но и создают положительную атмосферу в группе. Мы, как воспитатели, должны активно использовать эти игры в своей практике, адаптируя их под интересы и потребности детей.
Наша работа – это возможность сделать детство наших воспитанников ярким и насыщенным. Давайте вместе исследовать безграничные возможности, которые открывают перед нами пальчиковые игры.
Список литературы:
1. Борисенко С. Е., Лукина Н. А. Наши пальчики играют: Развитие мелкой моторики. С-Пб. : «Паритет», 2002 г.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. Москва: «Карапуз-Дидактика», 2008 г.
3. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук. Москва: «ЭКСМО-Пресс», 2002г.
4. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: «Мозаика-Синтез», 2007 г.