Тамара Николаева
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Звук [Ц]
Этап:
Автоматизация
Цель:
Закрепление правильного произношения звука [Ц] в словах.
Задачи:
1. Образовательная:
• Автоматизировать звук «Ц» в словах.
• Продолжать учить согласовывать числительные с существительными.
2. Коррекционно — развивающая:
• Формировать умение определять позицию звука [ц] в словах.
• Развивать фонематические процессы, мелкую и артикуляционную моторику, внимание.
• Формировать правильное речевое дыхание.
• Продолжать формирование слоговой структуры слова.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Ц] в словах“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
3. Воспитательная:
• Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.
Оборудование:
зеркало, артикуляционная гимнастика в картинках, су-джок массажер, предметные картинки (палец, птица, овца, лицо, мельница, кольцо, цапля, цепь, цыпленок, заяц, карточка с изображением поезда и предметных картинок (скворец, птица, царевна, царь, медведица, ящерица, заяц, схемы для определения звука в слове, картинка с изображением цыплят для раскрашивания.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед. Здравствуй, давай поздороваемся ладошками и улыбнемся друг другу.
Беседа.
Логопед. Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии мы отправимся в сказку.
В сказку мы с тобой пойдем
Звук [ц] там найдем,
Нам поможет старичок,
Старичок Звуковичок.
Логопед показывает игрушку старичка Звуковичка.
II. Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Старичок Звуковичок очень веселый и общительный, у него много друзей. Он дружит с Веселым Язычком, пальчиками и Воздушной Струйкой.
Логопед. А с кем ты дружишь в группе? (ответы ребенка)
Логопед. Старичок предлагает и нам подружиться с Веселым Язычком.
Упражнение «Улыбка» - зубы сомкнуты не видны, губы в улыбке.
Упражнение «Заборчик» - улыбнуться, показать зубки.
Упражнение «Наказать непослушный язычок» - широкий язык положить на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя».
Упражнение «Качели» - высунуть узкий язык, тянуть его попеременно, то к носу, то к подбородку.
Упражнение «Горка» - открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.
Упражнение «Фокус» - рот приоткрыт, язык выдвинуть вперед чашечкой и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.
Логопед. Молодец! Язычок у тебя стал послушным и подвижным.
Посмотри, в нашей сказке беспорядок, на полу разбросаны картинки.
Давай разомнем пальчики, чтобы помочь убраться старичку Звуковичку.
III. Пальчиковая игра с использованием су-джок массажера
(совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания, мелкой моторики).
Логопед. Надень колечко на большой палец правой руки, затем левой руки.
Надень колечко на указательный палец левой руки, правой руки и тд.
Логопед. Закрой глаза, (логопед надевает колечко на любой его палец) Теперь скажи, на какую руку и какой палец надето колечко?
Логопед читает стихотворение. Ребенок надевает колечко на все пальчики по очереди сначала на правой руке, затем на левой.
Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица,
Ты ошиблась улицей,
Это – детский сад,
Но не для цыплят.
Логопед. Молодец, теперь твои пальчики стали очень ловкими.
IV. Автоматизация звука [ц] в словах.
Беседа с опорой на картинки (четкое произношение слов со звуком [ц]).
Игра «Скажи правильно» (согласование числительных с существительными).
На полу разбросаны картинки, в названии которых есть звук [ц].
Логопед. Давай поможем старичку Звуковичку прибраться.
(Ребенок поднимает картинки с пола)
Логопед. Что изображено на картинке? (Ответ ребенка. Следить за правильностью произношения)
Посмотри, на обратной стороне изображены цифры, посчитай это слово столько раз, какую цифру увидишь. Например: один палец, два пальца, три пальца.
(Ответ ребенка).
Палец (3, птица (5, овца (1, лицо (2, мельница (5, кольцо (4, цапля (2, цепь (6, цыпленок (5, заяц (3).
Логопед. Молодец, помог навести порядок старичку Звуковичку.
V. Игра «Скажи правильное слово»
(развитие фонематического слуха, внимания, различие слов близких по звучанию).
Логопед. Посмотри, пока мы наводили порядок, старичок Звуковичок задумался о чем-то. Послушай внимательно и скажи, о чем мечтает старичок тогда, когда услышишь правильное слово.
Дворет – дворес – дворец,
светы – цветы – тветы – шветы.
(Ответы ребенка).
На доску вывешиваются картинки с изображением дворца, цветка.
Логопед. Правильно, старичок мечтает о дворце и цветочной поляне.
Давай немного отдохнем на цветочной поляне.
VI. Физ. минутка «Васильки»
(координация речи с движением, развитие общей моторики).
Синие звезды упали с небес.
Смотрит на них зачарованно лес,
Ветер тихонько над ними кружит,
Смотрит на синие звезды во ржи,
Нежно качает волну васильков,
Синих, как звезды, волшебных цветков.
Логопед. Скоро у Звуковичка день рождения и к нему едут гости на поезде.
Давай поможем пассажирам отправиться в путь.
VII. Игра «Веселый поезд».
Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове (формирование слоговой структуры слова).
Логопед. Назови каждого пассажира, выделяя звук [Ц]. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (на карточке изображение поезда с вагонами и картинок (скворец, птенец, птица, царевна, царь, медведица, ящерица, заяц).
Молодец, все пассажиры расселись по местам и спешат в гости к старичку Звуковичку.
Как ты знаешь, на день рождения принято дарить подарки. Чтобы узнать что мы подарим на день рождения, ты должен выполнить следующее задание.
VIII. Игра «Найди слово».
Определение позиции звука [Ц] в слове (развитие фонематического слуха, внимания).
Логопед. Назови картинки, выделяя звук [Ц]. Назови слова, в которых звук [Ц] находится в начале, в середине, в конце слова. Соедини каждую картинку с соответствующей схемой (на карточке изображены схемы и картинки (цепь, огурец, колодец, кольцо, яйцо, цыпленок, певец, цапля, дворец, книга). Определи лишнюю картинку, и ты узнаешь, что мы подарим старичку на день рождения. Почему она лишняя? (ответы ребенка)
Молодец, мы подарим старичку Звуковичку книгу.
Беседа.
Логопед. Вот наша сказка и подошла к концу. Старичок Звуковичок говорит тебе спасибо за помощь и за подарок.
IX. Итог занятия.
Дом. задание.
Логопед. А у меня есть подарок для тебя (картинки – раскраски, дома обведи по точкам и раскрась красиво.
На этом наше занятие окончено, ты сегодня молодец! Мне понравилось как четко ты произносил звук [Ц] в словах и правильно выполнял все задания.
Ты сегодня молодец, мне понравилось как ты внимательно слушал, отвечал на вопросы.