Марина Свинолупова
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОГАХ, СЛОВАХ»
Цель: автоматизация звука Л в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закреплять знание артикуляционного уклада при произнесении звука Л, закреплять умение образовывать качественные прилагательные, совершенствовать грамматический строй речи-образование антонимов, совершенствование звукового анализа слов, обогащение словаря.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия на тему „Автоматизация звука [Л] в слогах, словах“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, голос, фонематический слух, звуковой анализ, зрительное восприятие, мышление, умение произносить звук Л в словах.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий.
Оборудование: Трубочка с шариком для дыхательных упражнений, картинки с изображением предметов со звуком Л, артикуляционный профиль звук Л, слоговая таблица, карточки со словами на Л в начале слова, карточки со словами с Л в конце слова, карточки со словами с Л в середине слова, карточки с изображением дома и животных.
Ход работы:
I. Организационный момент.
Л: Здравствуй, Никита! Прежде чем начать наше занятие, я предлагаю тебе определить, какое у тебя сегодня настроение.
(Ребенок выбирает смайлик, характеризующий его настроение)
II. Массаж лицевой мускулатуры и мимическая гимнастика.
Л: Щечки разминаем, чтобы надувались
Губки разминаем, чтобы улыбались
Как утята к утке, клювики потянем
Разомнем их мягко, не задев ногтями
Уголками губ мы щечки подниманием
А потом от носа мы к губам стекаем
Губки пожуем мы, шарики надуем
И губами вправо-влево потанцуем
Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит
Под другой губой лежит, кулачок другой стучит
Тянем подбородок и его щипаем
А потом по шейке ручками стекаем
III. Работа над дыханием.
Л: А теперь подуем в трубочку, струя воздуха должна быть непрерывной и длительной, чтобы шарик высоко и долго летал в воздухе.
IV. Артикуляционная гимнастика.
1. Улыбочка. Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5 -10. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза
2. «Заборчик»
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.
3. «Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки : «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».
4. Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
5. «Пароход гудит». Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».
6. «Иголочка»
Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.
7. «Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
V. Сообщение темы занятия.
Л: Никита, ты узнаешь, с каким звуком мы сегодня будем работать, если отгадаешь мою загадку:
Ох, опять промокли ноги!
Разлилась по всей дороге
Прямо на моём пути,
Не проехать, не пройти!
Мне "спасатель - мама" нужен!
На пути большая. !
Н: Лужа.
Л: Молодец, скажи, пожалуйста, какой первый звук в слове ЛУЖА?
Н: Звук Л.
Л: Правильно, сегодня мы будем с тобой учиться произносить звук Л в слогах и словах.
VI. Уточнение артикуляции звука. Изолированное произношение и последующая характеристика.
Л: Давай расскажем про него. Когда мы произносим звук Л, у нас Губы открыты - Зубы разомкнуты - Кончик языка поднят за верхние зубы. Воздушная струя идет по бокам языка - Голос звенит (рука на горле) Повтори Л-л-л-л-л.
Н: Л-л-л-л-л
Л: Давай вспомним, звук Л гласный или согласный?
Н: Согласный.
Л: Мягкий или твердый?
Н: Твердый.
Л: Глухой или звонкий?
Н: Звонкий.
VII. Введение звука в слоги, слова.
1. Работа с буквой Л.
Л: Сегодня мы с тобой учимся произносить звук Л, этот звук соответствует букве Л. Скажи, пожалуйста, чем звук отличается от буквы?
Н: Букву мы видим и пишем, а звук слышим и говорим.
Л: Буква Л любит переодеваться в разную одежду. Ее бывает трудно узнать. Давай попробуем узнать ее в разных нарядах. Называй все буквы Л и подчеркивай их.
2. Работа со слоговой таблицей.
Л: Прочитай слоги
ЛА-ЛА-ЛА
ЛО-ЛО-ЛО
ЛУ-ЛЫ-ЛУ
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ АЛ-АЛ-АЛ
ОЛ-ОЛ-ОЛ
УЛ-УЛ-УЛ
ИЛ-ИЛ-ИЛ АЛА-ОЛО-УЛУ-ИЛЫ
ОЛО-УЛУ-ИЛЫ-АЛА
УЛУ-ИЛЫ-АЛА-ОЛО
ИЛЫ-АЛА-ОЛО-УЛУ
3. Автоматизация звука Л в начале слова.
Л: А теперь давай представим, что мы с тобой хотим отправиться в путешествие и нам нужно собрать рюкзак. Посмотри внимательно на картинки и возьми с собой только те вещи, которые начинаются на звук Л.
Н: Ложка, Лампа, Лупа
4. Автоматизация звука Л в конце слова. Игра «Догадки»
Л: Молодец, ты хорошо справился с заданием, а теперь давай поиграем в игру, которая называется «Догадки». Я сейчас буду описывать предмет, а ты догадайся, про какую картинку я говорю.
Л: Цветной, хрупкий, твердый…
Н: Мел
Л: Упрямый, ушастый, веселый …
Н: Осел
Л: Удобный, прочный, розовый …
Н: Стул
Л: Стеклянный, прозрачный, красивый…
Н: Бокал.
Л: Яркий, розовый, школьный…
5. Гимнастика для глаз
Л: Прежде чем продолжить занятие, давай дадим отдохнуть нашим глазкам и сделаем гимнастику.
Чтобы глазки зорче были, и в очках чтоб не ходить,
Эти нужные движенья предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ножки.
Влево, вправо побыстрей.
Удивился - что такое? И закроем их скорей.
А теперь вращай по кругу, словно стрелочка часов.
Открывай глаза. И снова на занятье. Будь здоров!
6. Автоматизация звука Л в середине слова. Игра «Скажи наоборот».
Л: Молодец, вот мы и отдохнули, продолжим. Следующая игра называется «Скажи наоборот». Я буду называть тебе картинки, и говорить, какими они бывают, а ты должен будешь сказать наоборот. Например: молоко бывает теплым, а бывает холодным.
Л: Волк бывает сытый, а бывает.
Н: Голодный.
Л: Лошадь бывает черная, а бывает.
Н: Белая.
Л: Бокал бывает пустой, а бывает.
Н: Полный.
Л: Волосы бывают темные, а бывают.
Н: Светлые.
Л: Человек бывает пожилой, а бывает.
Н: Молодой.
VIII. Работа над формированием фонематического слуха и звукового анализа.
Л: Давай представим, что мы с тобой строители и нам нужно построить дом. Дом построили, теперь нам нужно заселить туда жителей. Рассели наших животных и птиц. На первом этаже будут жить те, в названии которых звук Л первый, на втором этаже будут жить те, у которых звук Л второй, и на последнем те, у которых звук Л последний.
(Ребенок расселяет животных по этажам)
IX.Подведение итогов занятия.
Л: Молодец, ты сегодня очень хорошо поработал, скажи, пожалуйста, какой звук сегодня мы закрепляли?
Н: Звук Л.
Л: Давай вспомним, звук Л согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?
Н: Звук Л согласный, твердый, звонкий.
Л: А какое задание тебе понравилось больше всего? Почему?
X.Домашнее задание.
Л: Дома тебе будет задание разгадать кроссворд. Тебе нужно будет вписать в кроссворд слова, которые заканчиваются на звук Л, а картинки раскрасить.