Марина Габисова
Конспект открытого занятия «Перелетные и зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия «Перелетные и зимующие птицы» Воспитатель: Габисова М. Л. Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Задачи по образовательным областям: Познавательное развитие: - расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах; -способствовать самостоятельному использованию действий эксперементального характера, для выявления скрытых свойств; - воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них. Речевое развитие: - совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы; - упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов; - активизировать словарь: зимующие, перелетные. Художественно-эстетическое развитие: - упражнять в раскрашивании, не выходя за контур. Оборудование: Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, гороха, мелкие игрушки, пробки; 2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака на подставках; перья птиц. Ход занятия : Дети находятся в группе с воспитателем.
Публикация «Конспект открытого занятия „Перелетные и зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Организационный момент: (1 мин) Проводится вводная малоподвижная хороводная игра «Маланья». По ходу игры все дети становятся в круг. I. Введение в игровую ситуацию. (1мин) - Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик (демонстрирую детям перья различных птиц). Дети: - Перья. - Ребята, а чьи это перья? Дети:- Птичьи. - Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели. Предлагаю сесть на стульчики. II.Актуализация знаний. (8 мин) - А как вы думаете, зачем птицам перья? Ответы детей. - (Обобщаю ответы) перья помогают сохранить тепло и придают птицам неповторимую окраску. - Где же можно встретить птиц? Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду) - Расскажите, где живут птицы? Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда) -Кто скажет, чем похожи птицы? Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья) - Уже завтра наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы называются…. Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей - повторить 2 раза. - Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются? Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие, повторить 2 раза. - Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами). Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки. -Каких из них вы знаете, назовите. Ответы детей. - Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие. Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак. -Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином). Дети: - Перелетные птицы. -Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).
Дети: - Зимующие птицы. - Молодцы, правильно догадались. -Давайте построимся в 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти. Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку. Например: Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я встану возле знака с кормушкой…. и т. д. Все дети становятся возле знаков. - Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных. Положите картинки возле знаков. (Фото № 2) - Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете? Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи) III Затруднение ситуации (1 мин) - Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно? Ответы детей. - Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит? IV Введение нового (1 мин) Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу. - Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать. - У меня есть магнит. (Показываю детям). -Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит? Дети предлагают разные варианты действия магнита. - Давайте попробуем. V Включение нового знания в систему знаний (10 мин) Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное. -Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц. (Фото № 1) - А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте. - Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики. - Поиграем? Дидактическая игра «назови ласково».
- Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково. - Воробей. Дети: - Воробышек. - Синица. Дети: - Синичка. - Галка. Дети: - Галчонок, галочка. - Журавль. Дети: - Журавушка. И т. д. -Молодцы! - А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц. -У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы. - У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья. - У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв. - У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья. - Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают. - Корова мычит, а птицы…. Дети произносят разные звуки. Включаю аудиозапись «Голоса птиц». - Какие звуки вы услышали? Дети подражают голосам птиц :- Чик-чирик, Кар-кар…и т. д. -Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например: Гуси – гогочут. - Воробей? Дети: - чирикает. Дальше называю птицу, а дети называют какой звук произносит птица, если затрудняются, помогаю. Со всеми детьми повторяем. -Ворона – каркает. - Дятел – стучит. -Кукушка – кукует. - Сова – ухает. - Сорока – стрекочет. -Соловей – поет. - Голубь – воркует. - Ласточка – щебечет. - Журавль – курлычет. И т. д. (Можно добавить или убрать название 2, 3 птиц.) - А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи. Физкультминутка. (1 мин) - Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.
Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем. Разминка: Летели птички, собой невелички. Как они летели, все люди глядели. Дети бегут и машут руками, Как они садились, все люди дивились. Дети садятся на корточки, Сели, посидели, взвились, полети. Летели, летели, в небе песни пели. Дети бегут и машут руками. - Молодцы! Работа в командах. (2 мин) - Ребята, а вы знаете, что едят птицы? Ответы детей. - Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов. Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь? Ответы детей. - Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц. Дети вместе с воспитателем переходят на ковер. - Вот задание команде девочек. - А вот задание команде девочек. Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т. д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску. - Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение. (Фото № 3) - Я знала, что вы справитесь, и подготовила для вас стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц». Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. Рефлексия. (3 мин) - Еще у меня для вас есть раскраски. Рассаживайтесь за столы. Раздаю детям раскраски. Дети раскрашивают птиц. Работа индивидуально. (Фото № 4) - Как называется твоя птица? (Угадай по контуру). Она перелетная или зимующая? Какого цвета карандаши тебе понадобятся? V Осмысление (Итог) (1- 2 мин) - Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Кому помогли? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.) - Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как дружно играли. - А теперь Воспитатель развешивает готовые работы на магнитной доске, просит детей подойти. Воспитатель просит детей оценить свою работу и работы других ребят. Хвалит детей, отмечая интересные особенности работы каждого ребенка. Список использованной методической литературы: О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», Сфера, 2015 О. С. Ушакова «Придумай слово», Москва: Просвещение, 1996 О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно», Литера, 2015 О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», Мозаика-Синтез, 2014 Хрестоматия для детей старшего возраста, Москва, 2000гО. А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста» Москва, 2016г
О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» (опыты и эксперименты для дошкольников) Сфера 2016