Лена Ханафина
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем логопедической группы для комплексного решения коррекционных задач
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе участников коррекционного процесса: учителя – логопеда и воспитателей.
Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов группы
считаем следующие:
единство коррекционных, образовательных, воспитательных задач;
коррекционная направленность общеобразовательных занятий и режимных моментов;
развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка;
последовательность в обучении и систематичность в закреплении сформированных умений и навыков;
разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов
коррекционной работы воспитателя и логопеда;
Основную работу по формированию правильных первичных речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатели включаются в нее на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых навыков.
Многие из коррекционных задач решаются нами совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, формирование грамматически правильной речи, обучению рассказыванию, обогащение и активизация словаря, развитие связной речи, формирование звуковой культуры речи)
Вместе с тем четко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателя.
Приоритетные задачи учителя-логопеда:
- звукопроизношение;
- фонематические процессы;
- языковой анализ;
Приоритетные задачи воспитателей:
- моторный праксис;
- психологическая база речи;
- обогащение и активизация словаря;
Остановимся чуть подробнее на одной из главных наших задач – коррекция звукопроизношение. Работа логопеда и работа воспитателя различны при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приемам, по продолжительности. Они требуют различных знаний, умений, навыков, но решают одну задачу: исправление нарушенного звукопроизношения у детей.
На подготовительном этапе я, в зависимости от характера нарушения звука вырабатываю и тренирую движения органов артикуляционного аппарата, а воспитатель по моему заданию в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата. Все артикуляционные упражнения предварительно объяснены воспитателю и прописаны в тетради взаимодействия.
На этапе постановки и автоматизации звука, воспитатель закрепляет произнесение поставленного звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания, подобранный мною речевой материал.
Основным видом коррекционной работы воспитателя является проведение вечерних занятий, так называемого коррекционного часа. Они включают в себя все виды коррекционной работы. Для увеличения качества коррекционной работы у нас существует специальная тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы, в которой я, как логопед предлагаю воспитателям речевой материал для закрепления со всеми детьми изучаемых лексических тем, а так же прописываю индивидуальные задания для каждого ребенка. На обсуждение заданий коррекционного часа мы выбрали время после завтрака во время самостоятельной игровой деятельности детей.
Все наши занятия включают в себя динамические паузы, физкультминутки, пальчиковую и артикуляционную гимнастики, мимические упражнения, гимнастику для глаз, сюжеты которых подбираю в соответствии с отрабатываемой лексической темой. Все они также прописаны в тетради взаимодействия.
Таким образом, для успешного решения всех коррекционных задач, необходимо осуществлять взаимодействие в работе логопеда и воспитателей группы. Эта взаимосвязь более эффективна, если она правильно спланирована, непрерывна и долгосрочна. Главными результатами такой совместной работы мы считаем большое желание детей пойти учиться в школу и нашу уверенность в успешном преодолении всех их трудностей.