МААМ-картинки

Нейропсихологический подход в работе логопеда

Мария Владиславовна Мишакова
Нейропсихологический подход в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Нейропсихологический подход в работе логопеда

Логопед часто сталкивается с тяжелыми нарушениями речи, поэтому учитель должен применять различные технологии, методики в своей коррекционной работе. Для того чтобы понять причину нарушения и построения логопедического маршрута, необходимо знать анатомо-физиологические основы образования речи. Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратиться к нейропсихологии.

Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Она изучает, какие зоны мозга отвечают за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают, когда человек читает или говорит. Эта наука была создана в середине 20 века в нашей стране Александром Романовичем Лурия.

Александр Романович разделял 3 блока головного мозга:

I блок – энергетический;

II блок – приём, переработка и хранение внешней информации;

III блок – программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности.

Формирование мозга похоже на строительство дома.

Первый блок - фундамент дома, он закладывается во время беременности и первого года жизни. Всё, что происходит с мамой в это время, оказывает влияние на «фундамент дома».

Нейропсихологический подход в работе позволяет:

- узнать, какие зоны мозга или функциональные системы оказались несформированными, выявить причину трудностей;

-овладеть специальными методами коррекции, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей;

- дает возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы, в основе которых лежит системный подход к коррекции развития ребенка.

Принципы оптимизации обучения:

1. Учение и познание как естественные функции мозга.

Создание благоприятной среды для обучения и реализации потенциала. Оптимизация мозговой деятельности возможна лишь при стимулировании образования новых нейронных связей. Необходим учет высокой энергозатратности обучения.

2. Опора на прежний опыт и поиск смысла как врожденные качества мозга. Мозг всегда функционирует в режиме связи прежнего опыта с новой ситуацией.

3. Сенсорная интеграция в обучении.

Обучение многомодальным «погружением» –вовлечением в говорение, слушание, чтение, наблюдение, оценивание, моделирование, игру.

4. Эмоциональный фактор, мотивация стимулирует мышление и творческий потенциал обучаемого.

Эмоциональный интеллект не менее важен, чем IQ. Эмоциональное обучение необходимо как детям, так и взрослым. Развитие мозга стимулируется в условиях свободы творчества и блокируется в обстановке давления, принуждения и угрозы.

5. Активная неопределенность при обучении, стимулирование поиска, проблемное обучение.

Повышение эффективности обучения в условиях решения интеллектуальных задач через установление закономерностей.

6. Оперирование целым и частью. Учебный материал представляется в режиме постоянного взаимодействия целого и частного, анализа и синтеза поступающей информации.

Первый блок мозга – энергетический блок.

Благодаря I блоку человек выполняет любую психическую деятельность, так как кора головного мозга находится в тонусе, в рабочем состоянии. Особенно велико его влияние в процессах внимания и памяти, в обеспечении эмоциональных состояниях и регуляции сознания. Когда снижается тонус, человеку совсем непросто быть внимательным и сосредоточенным, например в конце рабочего дня, после перенесённой болезни и прочее.

Признаки нарушений в развитии I блока мозга:

-истощаемость, утомляемость, низкая работоспособность (такие дети уже с самого утра, как будто уставшие, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и прикладывать голову);

-эмоциональна неуравновешенность;

-аллергии в любых проявлениях;

-сомотически ослабленные дети;

-нарушение тонуса (гипертонус, гипотонус);

-речевые персеверации (застревание на какой-либо мысли, неоднократном её повторении);

-плохой почерк (про таких детей говорят: «пишут как курица лапой»);

-не умеют завязывать шнурки и долго не могут этому научиться;

-двигательная неловкость;

-синкинезии языка в движениях;

-вычурные позы;

-дизартрия, дисграфия.

Коррекция I -го функционального блока мозга:

- дыхательные упражнения;

-оптимизация и стабилизация общего тонуса;

-растяжки;

-глазодвигательная гимнастика;

-полисенсорная стимуляция (стимулирование сенсорных каналов).

Таким образом, комплекс этих технологий, ориентированных на коррекцию первого функционального блока мозга формирует сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительные взаимодействия.

Второй блок мозга – приём, переработка и хранение внешней информации.

II-ой блок – это стены дома, на плохом фундаменте они будут плыть, оседать и не будут прочными. Второй блок формируется от 1 до 7 лет. Всё, чему учат родители и педагоги в это время, и будет укреплением стен. Это блок получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира. Благодаря этому блоку человек обрабатывает информацию, которую нужно услышать, увидеть, почувствовать, он может распознавать внешние стимулы по качеству и значению.

Признаки несформированности II -го блока:

-нарушены движения;

-плохая координация в пространстве;

-моторная неловкость, плохая моторика рук (ребенок берет ручку не пальцевым захватом, а ладонным захватом);

-плохо понимает пространственные представления;

недостаточно понимает речь;

понимает только ситуативно, то есть конкретно в бытовой ситуации.

Коррекция II -го функционального блока:

-соматогностические, тактильные, кинестетические процессы;

- зрительный гнозис;

-пространственные представления;

-пространственные схемы;

-понимание предложных конструкций (на стол, под стол, за стол);

-понструирование и копирование;

-логико-грамматические речевые конструкции;

-словесно-логическое мышление;

-слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы;

-мнестические процессы;

-номинативные процессы.

Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария.

С помощью коррекции мы можем начинать внедрение специальных когнитивных процедур более высокого порядка. Мишенями здесь становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом.

Третий блок мозга – контролирует любую деятельность человека, следит, чтобы она не протекала хаотично, а была строго организованна, структурирована и последовательна.

Если первичный блок принимает информацию, поступающую от одного из органов чувств, вторичный блок обрабатывает ее, а третий блок соединяет информацию, полученную из разных органов чувств и соответствующих областей мозга.

III -й блок –это крыша - собственно психическая деятельность.

Тут происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое.

Произвольная регуляция психической деятельности включает в себя следующие функции.

Признаки несформированности 3 блока мозга:

-инфантильность, безответственность;

-нет мотивации к учебе, труду;

-нет целеполагания;

-отсутствие интереса и мотивации к любому виду деятельности (этих детей нельзя ничем увлечь;

-ребёнок не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет

-полевое поведение;

- тенденция к упрощению любой программы;

-не могут решать смысловые задачи;

-бедный словарь;

- на письме- пропуски букв и не дописывание слов.

Методы коррекции III-го функционального блока мозга направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза.

Третий блок мозга обеспечивает организацию активной, сознательной психической деятельности – это регуляция поведения, составление плана и программы действий и контроль за их выполнением. С ребенком, не способным произвольно регулировать свое поведение, невозможно заниматься, сидя долгое время за столом и ожидая, что он будет выполнять задания. Основное средство для детей с нарушениями развития (по крайней мере, на первых этапах работы) является доступная им игра.

Важным условием развития произвольности является обучение правилам, их принятие и выполнение ребёнком. Естественно, что сформироваться это может только в игре, так как именно она представляет собой свободную деятельность со своими чёткими законами, нарушение которых приводит к невозможности полноценного в ней участия.

Таким образом нейропсихологические приемы стимулируют развитие речи, мышления, внимания, памяти. Они улучшают концентрацию, координацию, ориентацию в пространстве; развивают крупную и мелкую моторику; улучшают эмоциональное состояние детей.

Литература:

1. Глозман Ж. М. «Нейропсихология детского возраста»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.

2. Колганова В. С. «Нейропсихологические занятия с детьми»: В 2 ч. Ч. 1 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М. : АЙРИС-пресс, 2015.

3. Курдюкова, Н. А. Нейропсихология: учебное пособие для вузов / Н. А. Курдюкова, Т. В. Коростелева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 154 с. — (Высшее образование).

4. Семенович А. В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.» – М. : Издательский центр «ACADEMA», 2002.

5. Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»: Учебное пособие. – М. : Генезис, 2007.

6. «Цветков Л. С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление.» – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

7. https://www.youtube.com/channel/UCUOgmFSeSDzp9eNWR5BB4eg?view_as=subscriber семинар “ 7. Нейропсихология письма и чтения”

Публикации по теме:

Использование тауматропа в работе логопедаИспользование тауматропа в работе логопеда Организация обучения детей с нарушениями речи предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и интереса к изучаемому.

«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями .

Фото и видеоотчет «Лэпбук как инновационный подход в работе с дошкольниками»Фото и видеоотчет «Лэпбук как инновационный подход в работе с дошкольниками» Цель: познакомить опытом работы с детьми по технологии «лэпбук» Задачи: проанализировать форму работы лэпбук с точки зрения инновационности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нейропсихологический подход в работе логопеда
Опубликовано: 26 января 2025 в 17:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейропсихологический подход в работе логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Мария Владиславовна Мишакова (УИ 3181285) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД