Мария Владиславовна Мишакова
Нейропсихологический подход в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихологический подход в работе логопеда
Логопед часто сталкивается с тяжелыми нарушениями речи, поэтому учитель должен применять различные технологии, методики в своей коррекционной работе. Для того чтобы понять причину нарушения и построения логопедического маршрута, необходимо знать анатомо-физиологические основы образования речи. Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратиться к нейропсихологии.
Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Она изучает, какие зоны мозга отвечают за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают, когда человек читает или говорит. Эта наука была создана в середине 20 века в нашей стране Александром Романовичем Лурия.
Александр Романович разделял 3 блока головного мозга:
I блок – энергетический;
II блок – приём, переработка и хранение внешней информации;
III блок – программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности.
Формирование мозга похоже на строительство дома.
Первый блок - фундамент дома, он закладывается во время беременности и первого года жизни. Всё, что происходит с мамой в это время, оказывает влияние на «фундамент дома».
Нейропсихологический подход в работе позволяет:
- узнать, какие зоны мозга или функциональные системы оказались несформированными, выявить причину трудностей;
-овладеть специальными методами коррекции, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей;
- дает возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы, в основе которых лежит системный подход к коррекции развития ребенка.
Принципы оптимизации обучения:
1. Учение и познание как естественные функции мозга.
Создание благоприятной среды для обучения и реализации потенциала. Оптимизация мозговой деятельности возможна лишь при стимулировании образования новых нейронных связей. Необходим учет высокой энергозатратности обучения.
2. Опора на прежний опыт и поиск смысла как врожденные качества мозга. Мозг всегда функционирует в режиме связи прежнего опыта с новой ситуацией.
3. Сенсорная интеграция в обучении.
Обучение многомодальным «погружением» –вовлечением в говорение, слушание, чтение, наблюдение, оценивание, моделирование, игру.
4. Эмоциональный фактор, мотивация стимулирует мышление и творческий потенциал обучаемого.
Эмоциональный интеллект не менее важен, чем IQ. Эмоциональное обучение необходимо как детям, так и взрослым. Развитие мозга стимулируется в условиях свободы творчества и блокируется в обстановке давления, принуждения и угрозы.
5. Активная неопределенность при обучении, стимулирование поиска, проблемное обучение.
Повышение эффективности обучения в условиях решения интеллектуальных задач через установление закономерностей.
6. Оперирование целым и частью. Учебный материал представляется в режиме постоянного взаимодействия целого и частного, анализа и синтеза поступающей информации.
Первый блок мозга – энергетический блок.
Благодаря I блоку человек выполняет любую психическую деятельность, так как кора головного мозга находится в тонусе, в рабочем состоянии. Особенно велико его влияние в процессах внимания и памяти, в обеспечении эмоциональных состояниях и регуляции сознания. Когда снижается тонус, человеку совсем непросто быть внимательным и сосредоточенным, например в конце рабочего дня, после перенесённой болезни и прочее.
Признаки нарушений в развитии I блока мозга:
-истощаемость, утомляемость, низкая работоспособность (такие дети уже с самого утра, как будто уставшие, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и прикладывать голову);
-эмоциональна неуравновешенность;
-аллергии в любых проявлениях;
-сомотически ослабленные дети;
-нарушение тонуса (гипертонус, гипотонус);
-речевые персеверации (застревание на какой-либо мысли, неоднократном её повторении);
-плохой почерк (про таких детей говорят: «пишут как курица лапой»);
-не умеют завязывать шнурки и долго не могут этому научиться;
-двигательная неловкость;
-синкинезии языка в движениях;
-вычурные позы;
-дизартрия, дисграфия.
Коррекция I -го функционального блока мозга:
- дыхательные упражнения;
-оптимизация и стабилизация общего тонуса;
-растяжки;
-глазодвигательная гимнастика;
-полисенсорная стимуляция (стимулирование сенсорных каналов).
Таким образом, комплекс этих технологий, ориентированных на коррекцию первого функционального блока мозга формирует сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительные взаимодействия.
Второй блок мозга – приём, переработка и хранение внешней информации.
II-ой блок – это стены дома, на плохом фундаменте они будут плыть, оседать и не будут прочными. Второй блок формируется от 1 до 7 лет. Всё, чему учат родители и педагоги в это время, и будет укреплением стен. Это блок получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира. Благодаря этому блоку человек обрабатывает информацию, которую нужно услышать, увидеть, почувствовать, он может распознавать внешние стимулы по качеству и значению.
Признаки несформированности II -го блока:
-нарушены движения;
-плохая координация в пространстве;
-моторная неловкость, плохая моторика рук (ребенок берет ручку не пальцевым захватом, а ладонным захватом);
-плохо понимает пространственные представления;
недостаточно понимает речь;
понимает только ситуативно, то есть конкретно в бытовой ситуации.
Коррекция II -го функционального блока:
-соматогностические, тактильные, кинестетические процессы;
- зрительный гнозис;
-пространственные представления;
-пространственные схемы;
-понимание предложных конструкций (на стол, под стол, за стол);
-понструирование и копирование;
-логико-грамматические речевые конструкции;
-словесно-логическое мышление;
-слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы;
-мнестические процессы;
-номинативные процессы.
Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария.
С помощью коррекции мы можем начинать внедрение специальных когнитивных процедур более высокого порядка. Мишенями здесь становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом.
Третий блок мозга – контролирует любую деятельность человека, следит, чтобы она не протекала хаотично, а была строго организованна, структурирована и последовательна.
Если первичный блок принимает информацию, поступающую от одного из органов чувств, вторичный блок обрабатывает ее, а третий блок соединяет информацию, полученную из разных органов чувств и соответствующих областей мозга.
III -й блок –это крыша - собственно психическая деятельность.
Тут происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое.
Произвольная регуляция психической деятельности включает в себя следующие функции.
Признаки несформированности 3 блока мозга:
-инфантильность, безответственность;
-нет мотивации к учебе, труду;
-нет целеполагания;
-отсутствие интереса и мотивации к любому виду деятельности (этих детей нельзя ничем увлечь;
-ребёнок не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет
-полевое поведение;
- тенденция к упрощению любой программы;
-не могут решать смысловые задачи;
-бедный словарь;
- на письме- пропуски букв и не дописывание слов.
Методы коррекции III-го функционального блока мозга направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза.
Третий блок мозга обеспечивает организацию активной, сознательной психической деятельности – это регуляция поведения, составление плана и программы действий и контроль за их выполнением. С ребенком, не способным произвольно регулировать свое поведение, невозможно заниматься, сидя долгое время за столом и ожидая, что он будет выполнять задания. Основное средство для детей с нарушениями развития (по крайней мере, на первых этапах работы) является доступная им игра.
Важным условием развития произвольности является обучение правилам, их принятие и выполнение ребёнком. Естественно, что сформироваться это может только в игре, так как именно она представляет собой свободную деятельность со своими чёткими законами, нарушение которых приводит к невозможности полноценного в ней участия.
Таким образом нейропсихологические приемы стимулируют развитие речи, мышления, внимания, памяти. Они улучшают концентрацию, координацию, ориентацию в пространстве; развивают крупную и мелкую моторику; улучшают эмоциональное состояние детей.
Литература:
1. Глозман Ж. М. «Нейропсихология детского возраста»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.
2. Колганова В. С. «Нейропсихологические занятия с детьми»: В 2 ч. Ч. 1 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М. : АЙРИС-пресс, 2015.
3. Курдюкова, Н. А. Нейропсихология: учебное пособие для вузов / Н. А. Курдюкова, Т. В. Коростелева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 154 с. — (Высшее образование).
4. Семенович А. В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.» – М. : Издательский центр «ACADEMA», 2002.
5. Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»: Учебное пособие. – М. : Генезис, 2007.
6. «Цветков Л. С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление.» – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
7. https://www.youtube.com/channel/UCUOgmFSeSDzp9eNWR5BB4eg?view_as=subscriber семинар “ 7. Нейропсихология письма и чтения”