Боцулко Оксана
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.
ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:
- активизировать словарь детей по теме «перелетные птицы»;
- учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги;
- развивать умение составлять простые предложения;
- упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
- закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
- воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- макет березы и скворечника;
- предметные картинки с изображением перелетных птиц;
- вырезанные по контуру из картона скворец и ласточка
Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Социально-коммуникатив-ное развитие
Слайд 1-2 Речевая деятельность, Игровая деятельность 1. Организационный момент.
ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Ворона, воробей, ласточка, голубь
-Какая картинка здесь лишняя и почему?
(ласточка – это перелетная птица, остальные – зимующие).
Речевое развитие
Слайд 3-4-5-6-7 Речевая деятельность 2. Рассказ логопеда о птицах.
- Сегодня на занятии мы поговорим о перелетных птицах.
ПТИЦЫ.
Где бы ты ни гулял – по берегу моря, в деревне или в городском парке – повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.
Птицы живут в гнездах. Обычно они строят гнезда из листьев, веточек и травы, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим телом, пока не вылупятся птенцы.
Осенью перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы там перезимовать. К перелетным птицам относятся ласточки, стрижи, грачи, зяблики, скворцы, журавли и др.
А когда зимние морозы закончатся, они вернутся обратно.
ПОТОМ ПРОВОДИТСЯ БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ, еще раз уточняется понятие «перелетные птицы», дети запоминают перелетных птиц.
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Без презентации Игровая деятельность, Речевая деятельность 3. Игра «Где птичка» .
Для этой игры используется макет березы (или любого другого дерева) и скворечника (или гнезда, а так же вырезанные из картона скворец и ласточка.
- Весной из теплых стран к нам возвращаются ласточки и скворцы. Посмотрите, ребята, вот и к нам прилетели эти птички. Давайте с ними поиграем.
Логопед передвигает птиц, а детей просит сказать, где они сейчас находятся, помогает им наводящими вопросами:
- С чего слетела ласточка?
- Из чего вылетел скворец?
- К чему поделетел скворец?
- Около чего сидит ласточка?
И. т. д.
(Ласточка сидит на березе.
Ласточка слетела с березы.
Скворец залетел в скворечник.
Скворец вылетел из скворечника.
Скворец подлетел к березе.
Скворец отлетел от березы.
Ласточка перелетела с ветки на ветку.
Ласточка облетела вокруг скворечника.
Ласточка и скворец сидят на березе.
Ласточка и скворец сидят под березой.)
И т. д.
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие
Слайд 8-9-10-11 Игровая деятельность, Речевая деятельность
4. Игра «Сколько птичек улетело?» (Игра «1-3-5)
Холодной осенью перелетные птицы отправляются в теплые края, чтобы там перезимовать.
Это и журавли, и ласточки, и утки, и скворцы, и грачи.
Давайте посчитаем, сколько птиц летит на юг?
Считаем: 1 журавль – 3 журавля – 5 журавлей
(ласточка, утка, скворец и др.)
Физическое развитие
Слайд 12 Двигательная деятельность
5. Физкультминутка «ОСЕНЬ».
Опустел скворечник,
Улетели птицы, (дети машут руками, как крыльями,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится (приседают).
Целый день сегодня
Все летят, летят (дети идут по кругу, машут руками)
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят (дети бегут по кругу).
(И. Токмакова)
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Слайд 13 Игровая деятельность Речевая деятельность
6. Игра «Назови части тела птицы»
Логопед указывает на различные части тела птицы, дети их называют :
У птиц есть голова.
У птиц есть две лапы.
У птиц есть два крыла.
У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв.
Тело птиц покрыто перьями.
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Слайд 14 Игровая деятельность Речевая деятельность
7. Игра «Назови ласково»
Логопед предлагает детям назвать части тела птиц ласково.
Голова - головка
Лапы – лапки
Крыло – крылышко
Хвост – хвостик
Клюв – клювик
Перо – перышко.
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
Слайд 15 Речевая деятельность Изо-деятельность 8. Домашнее задание: составить с мамой рассказ по плану о перелетной птице, записать его и выучить:
План:
1. Название птицы
2. Цвет, части тела
3. Чем покрыто тело
4. Голос
5. Чем питается?
6. Как передвигается?
7. Где встречается? Жилище
8. Когда появляются птенцы?
9. Перелетная или зимующая?
Нарисовать птиц.
Речевое развитие
Слайд 16 Речевая деятельность
9. Итог занятия
- Назовите перелетных птиц. Почему они так называются? Когда птицы улетают на юг? А когда они вернутся?
Домашнее задание – составить с мамой рассказ по плану о перелетной птице, записать его и выучить (если не будет еще одного занятия по развитию связной речи по данной теме).